В "Шесть Тетчер" создатели взяли новые высоты презрения к детективной стороне истории, но меня это не расстраивает. "Шерлок" всегда обыгрывал и доводил до гротеска всевозможные нарративы преступления и наказания. Все его расследования были метарасследованиями, хотя условность каждой новой серии испытывает наши чувства все сильнее.
Но движение главного сюжета "Шерлока" - самого Шерлока - вполне закономерно. В "Безобразной невесте" он проходил по сужающимся кругам внутреннего ада (ад именно таков - не torture porno, а твоя собственная жизнь, промахивающаяся мимо единственной цели) и свернул ад в трубочку. Теперь Шерлок вышел в "реальный мир", который был потерян в "невесте".
И что же? Реальный мир оказался похож на смесь Бондианы и "Доктора Стренджа" (мне подсказали, я его ещё не видела). Луна, как известно, делается в Гамбурге, и прескверно!
Но эти жирные линии, смесь предельного гротеска и такой же откровенной мелодрамы, не отменяют для меня остроты события. От призрачного натиска вины вообще, принимающей личину сменных "невест" Шерлок с размаха врезается в одну-единственную вину. Его отношения с жизнью переворачиваются. Он не просто одна из причин смерти человека (что бывало и раньше), он режиссёр этой смерти. Он хотел спасти Мери, он сделал все, что должен был сделать. Внутри целого своей жизни Мери погибает от закономерных следствий этой жизни. Но внутри целого жизни Шерлока она падает жертвой его "Большой игры", не детективной, а артистической: того Великого Представления, которым Шерлок увенчивает зияние истины. (Кстати совершенно в соответствии с Конан-Дойлем. Его Холмс был великим мастером последней сцены). Мери умирает, чтобы Шерлок мог быть Шерлоком. Мери добровольно принимает ту пулю, которую сама когда-то отправила. Но именно эта жертва запрещает Шерлоку оставаться Шерлоком. Это и есть вина: ее нельзя исправить, но она, тем не менее, требует исправить себя, искривить и вернуть к началу саму цепь событий, которая ею замыкается.
И вот в сцене у терапевта, возвращающей нас к самому началу сериала, на месте клиента, там, где мы ожидаем видеть Джона, теперь сидит Шерлок. Он должен сделать то, что уже сделал когда-то, ни минуты об этом не задумываясь: спасти Джона Ватсона. Он делал это когда-то, бесцельно, безразлично и с избытком, как дождь, как сама жизнь. Но теперь он не дух жизни, он просто человек. Что может человек сделать для человека? Посмотрим.
Но движение главного сюжета "Шерлока" - самого Шерлока - вполне закономерно. В "Безобразной невесте" он проходил по сужающимся кругам внутреннего ада (ад именно таков - не torture porno, а твоя собственная жизнь, промахивающаяся мимо единственной цели) и свернул ад в трубочку. Теперь Шерлок вышел в "реальный мир", который был потерян в "невесте".
И что же? Реальный мир оказался похож на смесь Бондианы и "Доктора Стренджа" (мне подсказали, я его ещё не видела). Луна, как известно, делается в Гамбурге, и прескверно!
Но эти жирные линии, смесь предельного гротеска и такой же откровенной мелодрамы, не отменяют для меня остроты события. От призрачного натиска вины вообще, принимающей личину сменных "невест" Шерлок с размаха врезается в одну-единственную вину. Его отношения с жизнью переворачиваются. Он не просто одна из причин смерти человека (что бывало и раньше), он режиссёр этой смерти. Он хотел спасти Мери, он сделал все, что должен был сделать. Внутри целого своей жизни Мери погибает от закономерных следствий этой жизни. Но внутри целого жизни Шерлока она падает жертвой его "Большой игры", не детективной, а артистической: того Великого Представления, которым Шерлок увенчивает зияние истины. (Кстати совершенно в соответствии с Конан-Дойлем. Его Холмс был великим мастером последней сцены). Мери умирает, чтобы Шерлок мог быть Шерлоком. Мери добровольно принимает ту пулю, которую сама когда-то отправила. Но именно эта жертва запрещает Шерлоку оставаться Шерлоком. Это и есть вина: ее нельзя исправить, но она, тем не менее, требует исправить себя, искривить и вернуть к началу саму цепь событий, которая ею замыкается.
И вот в сцене у терапевта, возвращающей нас к самому началу сериала, на месте клиента, там, где мы ожидаем видеть Джона, теперь сидит Шерлок. Он должен сделать то, что уже сделал когда-то, ни минуты об этом не задумываясь: спасти Джона Ватсона. Он делал это когда-то, бесцельно, безразлично и с избытком, как дождь, как сама жизнь. Но теперь он не дух жизни, он просто человек. Что может человек сделать для человека? Посмотрим.
п.с. а можно перепост?
Несколько неожиданно было наблюдать, как Шерлок, летящий со скоростью истребителя, прядает внимательным ухом и косит шоколадным глазом: "а не обидел ли я в очердной раз ранимого, трепетного Джона?". Это новая черта в его поведении, раньше он этим не страдал и ничего хорошего Джону она не сулит.
Но теперь он не дух жизни, он просто человек. Что может человек сделать для человека? Это закономерный вопрос (в рамках "Шерлока"), но ответ на него давно известен и обыгран в кино множество раз. Вряд ли Шерлок сможет отказаться от своего "духа жизни" и стать обыкновенным человеком. Логика жизни супергероев не учитывает человеческие потери. "Пусть погибнут миллионы, но мы спасем миллиарды!"; "Мы создадим Царство Справедливости на Земле!"(и живые позавидуют мертвым); "Нам нужен Мир! (и желательно весь). Об этом более талантливо и ёмко в последнее время показано в "Breaking Bad", в грандиозных "Хранителях" и в том же "Докторе Стрэндже", к сожалению "Шерлок" хорош актерским составом, но сценарии у него раз от раза всё слабее.
К сожалению, это неразрешимая дилемма, пожалуй, даже ложная постановка вопроса - быть супергероем или простым человеком? Кем уродился, тем и проживешь от начала до конца. Изменить свою природу невозможно, а вот изменить ей можно попытаться, но количество жертв при такой измене обычно не уменьшается.
Своя логика жизни у супергероев, своя логика жизни у простых людей, испытывать чувство вины - признак душевного здоровья, полезно также почаще вспоминать о нормах этики, но... как сказал один из суперлюдей в "Хранителях": "Я могу изменить всё, кроме звериной природы человека".
я услышала бродского! представляете?? так хотела с вами поделиться! ранний, конечно; мне подарили песню с мыслью, что она как бы обо мне, я не знала, что на стихи, не успела настроиться и заслушалась! там разумеется как обычно всякие "что-то в виде копыт" и т.д., но все равно так замечательно - и главное, как музыкально точно звучат все акценты, и тревожность эта, и сам ритм, и всё!
Cкачать Ты поскачешь во мраке... бесплатно на pleer.com
и вот я брожу по белым сумеречным полям с этой песней, и рыдаю навзрыд, и слезы стынут, и я не понимаю, как люди могут жить, и я радуюсь за то, как люди могут жить, и я радуюсь за то, как они любят, если любят, и как мир велик и прекрасен, и я... !
простите, я немножко восторжена, примерно как шерлок первую половину серии -- я прочла вас, и вспомнила, и посмотрела: сначала невесту, потом самарру, и это же так БЛИСТАТЕЛЬНО! как это может не нравиться?! это так прекрасно, они ТАК верны себе! конечно я понимаю, это сейчас немножко фильм для нас с карлом густавом, некрофилов то есть, и нормальных людей он бы должен подсмутить, и наверное могу понять поклонников конан-дойля, но сам "шерлок" внутри себя - насколько целен, насколько завершен! и так красиво, и столько параллелей на разбирать!
Луна, как известно, делается в Гамбурге, и прескверно!
и как они в англии этого не поймут??
Внутри целого своей жизни Мери погибает от закономерных следствий этой жизни
да!
внутри целого жизни Шерлока она падает жертвой его "Большой игры"
да!
Великого Представления, которым Шерлок увенчивает зияние истины
да!
(и там ведь поразительно то, что он уже не первый раз в серии двигает этот спич про "ты не умеешь связывать свои действия с последствиями", да вообще большая часть его "великого представления" может быть переадресована ему самому - и мне кажется он даже смутно это понимает, хотя уже не может остановиться; понимает, это видно по той тревожной как бы горько-ностальгической задумчивости, что появляется в нем, когда он почти цитирует джима - про "отличное место для того, что завершить все", джона - про "люблю подраматичней", когда он ощущает прилив интуиции, предчувствия, когда его лицо ласкают блики бассейной воды или половина лица становится гипсовой - это новое в эстетике "шерлока", и это очень красиво и многозначительно; та самая задумчивость, с которой он поправляет себя в невесте: "призраков не существует... если не считать тех, что мы сами для себя создаем", с которой он повторяет за джимом it's on the tip of my tongue его голосом и вдруг обнаруживает, что говорит это сам, --- это всё такое как будто ощущение, видение, узнавание себя частью чего-то большего, актером там, где полагал себя исключительно режиссером; это же христологичность его говорит, ну, пусть еще по инерции остаются эти пассажи про бога)
Это и есть вина: ее нельзя исправить, но она, тем не менее, требует исправить себя
да!
Он делал это когда-то, бесцельно, безразлично и с избытком, как дождь, как сама жизнь. Но теперь он не дух жизни, он просто человек.
НЕТ!)))
то есть да! но как же так - "просто человек"? как же - просто?? или это не негативный смысл здесь у вас имеет?
как же просто человек? ведь это ровно - РОВНО - то самое, о чем мы с вами столько времени недавно говорили, не правда ли? о ненамеренной природе благодати? меня это поразило! мне глаза приходилось пару раз протирать, чтобы удостовериться, что не я себе напридумывала! ведь вы же мне писали: нельзя человеку быть чистым проводником стихии для другого, и вот оно: можно, только ненамеренно, но и это имеет последствия - вот такие - вочеловечивание; а что это значит? ведь в чем была легкость шерлока первых сезонов, или лучше сказать самого начала - в том, что он не потрудился сделать выбор, как у данте: ай, рад - я описалась но так прекрасно))) - ад, рай, и та безликая масса душ без имен, которые не сделали выбор, то есть которые что - которые не коснулись человечности в себе, которые не жили, которые берегли кровь, слезы и пот, которых ни к чему не влекло, -- джон все это увидел и узнал и узнавши то есть открывшись сам, ну был еще один чудак-ирландец примерно с этим же, потому что весь его план был построен на том, чего по идее даже самого шерлока у него не было, - и узнавши они это воплотили, и речь джона на могиле шерлока это не столько дань заслугам, и не аванс, а какая-то - я не знаю - в нелинейном времени истина любви! ну и джимова благодарность туда же; ну и ведь мы с вами знаем, что человечность она такой и должна быть и вот так она тоже делать должна, и вот так она проживается тоже, это не всегда полет, прозрачность и ветер, в некоторый момент это обязательно намерение, доброе намерение, когда ты понимаешь, что самое простое, что должен делать - просто любить, и ты вроде как любишь, а оно не получается - или получается вот так? но ты любишь все равно, потому что ты сделал выбор и не можешь иначе, и весь мир рушится, и ты неправ по всем статьям, и ты лажаешь, и ты - наверняка - пускаешь по вене, и ты в чем-то остаешься прежним заносчивым мудаком, но как теперь тебе от этого больно, даже если ты по инерции продолжаешь эту боль гнать, -- но ты все равно любишь, потому что уже не можешь иначе, и вот, вот они - эти твои глаза, и терапевт, и что угодно.
уфффф нет это что-то поразительное
camambert, с праздниками вас!! а я так ждала от вас традиционного гаданья, а его не было-о. пусть тот занавес, что машет вашими ресницами)), каждый день показывает вам великолепный, захватывающий, вдохновляющий спектакль! и будьте здоровы!
Cкачать They Won't Go When I Go бесплатно на pleer.com
Мне кажется, тут ещё дело в том, что смешиваются три разные проблемы: виновен ли Шерлок в смерти Мэри на "самом деле", виновен ли он в рамках собственных представлений о себе и что естественно чувствовать по этому поводу Джону. Конечно Джон взрослый человек и понимает, что Мэри кинулась навстречу пуле сама. Конечно он ослеплён горем. Но слова Шерлока: "я смогу тебя защитить", обращённые к Мэри, он явно принял с абсолютным доверием, тем самым надмирным доверием, которое и создало их исключительные отношения. И поэтому нарушил просьбу Мери, потащился вместе с Шерлоком за ней, чтобы уговорить вернуться. Ужасней всего, что смерть Мери случилась не внутри её собственной истории - а уже в постскриптуме. Норберри не собиралась охотиться на Мэри и скорей всего вообще не знала, кто она такая. Их свёл, соединил в одной мизансцене именно Шерлок - он невольный автор этого убийства. Конечно ни один вменяемый человек со стороны Шерлока обвинять в этом не будет. Но Джон судит не со стороны, он всего себя и тех, кого любил, отдал Шерлоку, он доверился. В общем, это что-то типа трагедии Отелло, о котором Пушкин сказал, что тот не ревнив, а доверчив.
camambert, вы замечательно написали про природу человека и не-человека!
Но я -то думаю у человека природ не менее двух, а сам он - зазор между ними. В этот зазор Шерлок будет проваливаться ещё не раз. Но подлинное чувство подлинной (не невротической) вины и правда полезно! Ведь быть человеком нужно не для того, чтобы предаваться милым слабостям, а чтобы иметь чувствилище для истины. В этом смысле чтобы быть вполне Шерлоком Холмсом, придётся быть человеком. Хотя бы иногда)
Про человечность Шерлока - конечно я с вами согласна, я вот Камамбер уже написала об этом. Просто признание человечности - это всегда мгновенный крах, это падение Савла, превратившее его в Павла. Это больно, в конце концов, да вы и сами знаете)
А с песней на стихи Бродского - продолжаются наши с вами волшебные совпадения. Я люблю её и думала как раз, как эта песня на вас похожа, но зная вашу неприязнь к Б., посылать не стала. Но алхимическая свадьба стихий случилась и без моего участия, как и положено)
Читала ваш последний пост, пропиталась вдохновением, посмотрю обязательно!
да, и убивает, как мы знаем, не полет, а именно приземление! я только что перечитывала анну каренину; помните там в конце прозрение лёвина и то, как он при-землился после него почти моментально? думал, щас весь мир перевернется вместе со мной таким светленьким и все засияет и будут райские кущи, а оказалось, кучеру нагрубил, с братом по-прежнему так же тяжело, люди все те же идиоты и т.п.? но я-то другой, и от этого еще труднее, но уже хорошо трудно, потому что есть истина, которая это трудно оправдывает, а не как раньше? помните, как еще потрясающе он там говорит потом: мне нельзя с ними спорить - они все в броне, а я голый?? ну!!......
а в шерлоке еще неизбывно присутствует этот мотив рассказанной истории: джим нам рассказал, как шерлок жертвенно прекрасно умер, и мы хмельные этой историей не могли принять шерлока живого, обычного, оставшегося в живых, джон нам рассказывает о филантропе-спасителе, и все сложнее верить во что-то кроме этого...
и я еще в связи с этим подумала о том, как расположены силовые и смысловые центры концовок первого и второго сезонов: как в первом мы видим соучастие в ближнем, в друге, а в конце второго - во враге, чьего страдания мы вынужденно касаемся, он обнажился перед нами, и нам бы брать его тепленьким, а мы потеряны и прежде всего - просто, неизбежно, больно и тяжело - со-страдаем его душе, избравшей такой путь...
да, про вину настоящую и невротическую я прочитала теперь; конечно, святой не тот, кто не грешит, а тот, кто изживает свои грехи. я недавно восхитилась историей варлаама керетского, который убил свою жену, потом откопал, положил в лодку - дело на белом море происходило - и три года плавал с разлагающимся трупом убитого собственной рукой любимого человека. а юнг говорит, что просветленный не тот, кто весь такой в свету и сияющих облаках парит, а тот, кто постоянно пристально созерцает собственную тьму, предстоит ей, то есть.
и мне очень нравится, как выше вы пишете про доверие... шерлок поразительно сейчас доверяет джиму в этом смысле. "я всегда знаю, когда игра началась, потому что я люблю ее" - это гениально.
...хотя нет, не совсем в том это (смысле)... вы говорите очень верно
Джон судит не со стороны, он всего себя и тех, кого любил, отдал Шерлоку, он доверился
мне это так понятно именно сейчас, спасибо! действительно бывает: ты доверяешься настолько абсолютно, что не можешь каких-то обстоятельств вынести не из-за объективных причин, а потому, что в тебе что-то умерло вместе с этой попранной полнейшей открытостью, чистейшим доверием, и чашку нельзя склеить обратно, чтобы получилась не склеенная чашка, но нужна обязательно новая глина и из нее лепить... ты был весь кому-то предан, и тебя предали, и нет виноватых, но твое страдание и твой кошмар есть.
так вот шерлок в чуть ином смысле доверяет джиму - он все-таки об игре судит немножко со стороны, что ли? и не то чтобы отдается ей не полностью... не уверена, как это объяснить... ну там была потрясающая метафора в невесте, когда шерлок с майкрофтом (аааааААААА МАЙКРОФТ!!! а вы слышали, КАК, с какой интонацией он ответил на "ты что википедия?" - йииес! - аааа я взвыла это невыносимо просто и так преКРАасНо и вообще гэттис как он пишется-то господи позор короЧЕ он великОЛЕПЕН ОН КУМИР), так вот когда шерлока с майкрофтом обсуждают когда последний откинется уже от ожирения - через три года или через два и столько-то то месяцев столько-то дней? и джон удивляется, как это, мол, на свою жизнь так спорить? и майкрофт отвечает, ну а что же, мол, это интереснее, чем на чужую - и ведь тут надо учесть, что это все "майкрофт"-проекция внутрь шерлоковой головы, то есть интенция самого шерлока сидеть и ждать смерти, пока кто-нибудь будет твоими ногами, и майрофтово ожирение, его избыточность для шерлока в чем прежде всего сейчас - именно в том, что caring is not an advantage, по последней-то серии точно. короче это доверие имеет оттенок неизбежности, неотвратимости судьбы. а доверие джона безоглядно, и потому конечно же ничуть не менее неизбежно будет ранено рано или поздно, но по природе своей оно этого как бы от начала времен не знает, не знает об этом. ну танатос и эрос, в общем.
оо! прекрасие!.. тогда вот для вас мелодия
Download Lera Lynn My Least Favourite Life for free from pleer.com
не помню, смотрели ли вы второй сезон настоящих расследовательщиков? если нет, вот повод!
последний - это который про фантастических зверей? о я буду очень рада если вы поделитесь своими мыслями! там кстати есть чудесный актер из второго сезона см.-выше! или вы про тома форда фильм, ну он тоже очень важен и... очень! вообще я так - всегда, всегда - невероятно рада нашему созвучию и так благодарна за него, это какое-то благословение. я тут думала и поняла, что - вот я рассказывала про есенина вам, - но на принципиально другом уровне свой прыжок в человечность я осуществила, точнее он меня осуществил, именно - как бы это выразиться? - по мотивам рейхенбаха, т.е. третьего эпизода второго сезона конкретно. не так чтобы я посмотрела, встала и пошла другой, а так, что это мне открыло столько иного внутри меня, ну theion если позволено будет, что даже задело прекрасное снаружи, - вот, например, здесь: вас, эйю, камамбер. и все дальнейшее такое понятное и такое правильное и... да вы знаете всё.
С новым годом всех!
и еще - мне очень жаль, что так мало людей хотят видеть вашу (читай создателей) трактовку персонажей) правда жаль))) у меня есть синдром "в интернете кто-то неправ")
спасибо!
Я еще не смотрела вторую серию и ничего не читаю - боюсь спойлеров) Так что не знаю, права ли я хоть в чем-то))
На днях посмотрю и попытаюсь что-то написать.
А коллективному протесту против всего, что делают авторы сериала, я тоже удивляюсь... и не удивляюсь одновременно. Бывает, что зритель так глубоко эмоционально присваивает себе героев и сам их мир, что авторы уже кажутся ему какими-то вивисекторами, которые препарируют его собственную неотъемлемую часть. У меня тоже был период аддикции, когда физически больно было смотреть второй сезон, потому что "подлинный второй сезон" был у меня в голове. Но я и тогда понимала, что мир не есть мое представление и смирялась)
Но есть другое более печальное неприятие - когда люди вообще отказываются видеть, что сериала как текста есть собственные внутренние связи, что сюжет каждой серии затрагивает их все, заставляет звучать мелодию всего осуществившегося (и только возможного).
да-да, я понимаю, что "шерлока" вообще больно смотреть))) даже если это в рамках одного сезона, безотносительно каждого последующего) но ведь когда накапливается критическая масса несостыковок "своей" и "авторской" трактовок - ну любопытно же (как минимум, должно быть) попытаться понять другую точку зрения) /это крик души, не руководство к действию, понимаю, конечно/