Мне понравилось. Никогда у них ещё не получался такой стопроцентный раствор антидетектива, перегнанный в барочную мистерию типа "прения души с телом", а в нашем случае - прения души с тем, что занимает в ней место её собственного отказа быть, отказа признавать себя самое.
И Шерлок - тот самый, вечно стоит на краю пропасти, но не потому что терпит поражение, а потому что это и есть его способ не побеждать - познавать. Он снова легко соглашается с тем, чтобы люди думали о нем хуже, чем он того заслуживает, потому что перед тем, чего он ищет, не может быть заслуг. Истина, за которой он спускается в свой подвал, или поднимается на свою гору, получает замечательное эмблематическое выражение в "союзе фурий" - подавленная, обесцененная, отменённая половина мира вернется и поведёт её тот, кто и занял в хрустальном дворце её место, вернее, антиместо. Мориарти, пародийный в своей сексуальности - пародия соблазна вообще, говорящая на понятном даже для неграмотных языке неприличного предложения. Соблазна быть "собой" - то есть никем больше. Мориарти - отражение запрета, сквозь которое просвечивает бесконечно дробясь и искажаясь, само запретное. Можно не объяснять, я думаю, почему метафорой этой второй половины стали женщины и "женское" - чет, ночь, вода, смерть, лоно, поражение, боль, могила... Невозможность выйти на свет, стать светом.
В этом своем воплощении Мориарти - местоблюститель невозможного - или того, что загнано в невозможность. Оговорка, описка, случайно вырвавшаяся непристойность.
Только мне трудно поверить, что доведённый до усатости таракана картонный Ватсон может сбросить такого Мориарти в пропасть. Кажется, создатели тоже это поняли: поэтому Шерлок прыгает вслед за ним (не в лирическом смысле, отнюдь). Нельзя победить вторую половину мира, потому что это твой мир.
Но на фоне викторианской карикатуры Ватсона в современном Джоне вдруг опять мелькнула эта драгоценная растерянность, задетость тем, кого он видит, а не придумывает (с таким успехом!) Хотя он и опять ничего не понял, но это ему с самого начала было положено. Зато Майкрофт понял, хотя и не все. Его вдруг обнажившееся в самолете лицо стало совершенно драгоценным свидетельством того, на что на самом деле спорят братья. Замечательное пари, в котором Майкрофт играет на стороне Шерлока - на той, которую тот занимает, потому что именно с ней играет его брат. На кону опять то же самое: хочешь ли ты выиграть в такой игре или выберешь поражение - "другую половину бытия". Вообще вся викторианская половина повествования построена по законам сна, безысходно комическим: в нем ты слышишь от других приговор, который вечно звенит у тебя в ушах.
P. S. : Минута омерзительного самолюбования: после третьего сезона я именно это все и подумала про отношения с Мориарти и написала довольно смурной текст "наваждение" , в котором Шерлок изгонял из своей головы Мориарти радикальными химическими средствами. Тот вернулся, когда Джон ушел ( вернее, когда Шерлок вполне прожил его уход). Но и этот раунд изгнания бесов обещал быть не последним.
Такого рода угадчиков очень много. Я, к сожалению, не помню имени автора, который построил конструкцию снов во сне, ведущих Шерлока к самопониманию, но там сном оказывался сам мучительный мир третьего сезона.
И его-то я случайно прочла, руки давно не доходят. Этот мир действительно мутирует в коллективной голове по тем же законам, по которым он живёт в головах его законных авторов.
А в общем, чем ещё может быть одержим человек, как не поиском "другой половины"? Не в матримониальном смысле конечно))
P.S. 2: забыла сказать об особой красоте замкнутой композиции: в сущности все "реальное" содержание истории свернуто в те пять минут, которые Шерлок проводит в воздухе, проваливаясь в глубинное созерцание собственного устройства: и прошлое, которое почти со стоном вспоминает викторианский Холмс, это и есть та роковая цепь поступков, которая привела Шерлока в этот самолёт. Он пробуждается, отгадав загадку, которая пока не задана: Мориарти мертв, а он ещё нет. Но мертв именно Мориарти из плоти и крови. Тому же, с кем имеет дело Шерлок, всегда грозит возвращение, пока будет та земля, на которой стоишь, не принимая её бытия.
И Шерлок - тот самый, вечно стоит на краю пропасти, но не потому что терпит поражение, а потому что это и есть его способ не побеждать - познавать. Он снова легко соглашается с тем, чтобы люди думали о нем хуже, чем он того заслуживает, потому что перед тем, чего он ищет, не может быть заслуг. Истина, за которой он спускается в свой подвал, или поднимается на свою гору, получает замечательное эмблематическое выражение в "союзе фурий" - подавленная, обесцененная, отменённая половина мира вернется и поведёт её тот, кто и занял в хрустальном дворце её место, вернее, антиместо. Мориарти, пародийный в своей сексуальности - пародия соблазна вообще, говорящая на понятном даже для неграмотных языке неприличного предложения. Соблазна быть "собой" - то есть никем больше. Мориарти - отражение запрета, сквозь которое просвечивает бесконечно дробясь и искажаясь, само запретное. Можно не объяснять, я думаю, почему метафорой этой второй половины стали женщины и "женское" - чет, ночь, вода, смерть, лоно, поражение, боль, могила... Невозможность выйти на свет, стать светом.
В этом своем воплощении Мориарти - местоблюститель невозможного - или того, что загнано в невозможность. Оговорка, описка, случайно вырвавшаяся непристойность.
Только мне трудно поверить, что доведённый до усатости таракана картонный Ватсон может сбросить такого Мориарти в пропасть. Кажется, создатели тоже это поняли: поэтому Шерлок прыгает вслед за ним (не в лирическом смысле, отнюдь). Нельзя победить вторую половину мира, потому что это твой мир.
Но на фоне викторианской карикатуры Ватсона в современном Джоне вдруг опять мелькнула эта драгоценная растерянность, задетость тем, кого он видит, а не придумывает (с таким успехом!) Хотя он и опять ничего не понял, но это ему с самого начала было положено. Зато Майкрофт понял, хотя и не все. Его вдруг обнажившееся в самолете лицо стало совершенно драгоценным свидетельством того, на что на самом деле спорят братья. Замечательное пари, в котором Майкрофт играет на стороне Шерлока - на той, которую тот занимает, потому что именно с ней играет его брат. На кону опять то же самое: хочешь ли ты выиграть в такой игре или выберешь поражение - "другую половину бытия". Вообще вся викторианская половина повествования построена по законам сна, безысходно комическим: в нем ты слышишь от других приговор, который вечно звенит у тебя в ушах.
P. S. : Минута омерзительного самолюбования: после третьего сезона я именно это все и подумала про отношения с Мориарти и написала довольно смурной текст "наваждение" , в котором Шерлок изгонял из своей головы Мориарти радикальными химическими средствами. Тот вернулся, когда Джон ушел ( вернее, когда Шерлок вполне прожил его уход). Но и этот раунд изгнания бесов обещал быть не последним.
Такого рода угадчиков очень много. Я, к сожалению, не помню имени автора, который построил конструкцию снов во сне, ведущих Шерлока к самопониманию, но там сном оказывался сам мучительный мир третьего сезона.
И его-то я случайно прочла, руки давно не доходят. Этот мир действительно мутирует в коллективной голове по тем же законам, по которым он живёт в головах его законных авторов.
А в общем, чем ещё может быть одержим человек, как не поиском "другой половины"? Не в матримониальном смысле конечно))
P.S. 2: забыла сказать об особой красоте замкнутой композиции: в сущности все "реальное" содержание истории свернуто в те пять минут, которые Шерлок проводит в воздухе, проваливаясь в глубинное созерцание собственного устройства: и прошлое, которое почти со стоном вспоминает викторианский Холмс, это и есть та роковая цепь поступков, которая привела Шерлока в этот самолёт. Он пробуждается, отгадав загадку, которая пока не задана: Мориарти мертв, а он ещё нет. Но мертв именно Мориарти из плоти и крови. Тому же, с кем имеет дело Шерлок, всегда грозит возвращение, пока будет та земля, на которой стоишь, не принимая её бытия.
.
И ещё интересно, что Мориарти тут и есть пародия Эроса, как и пародия Танатоса - симулякр всего, что тянет и влечёт человеческую душу. А этого Джона создатели как-то освободили от любой привлекательности. Шерлоку ещё надо вспомнить, что за этим автором, угрожающим переломать кости своему взбунтовавшемуся герою, стоит живой Джон, который иногда может ему верить.
Eia дорогая, напишите, как вам это все!
Могу я перепостить у себя ваш отзыв?
Я думаю, создатели примерно это и имели ввиду, потому что символика этого мира стала уже настолько связной и плотной, что сама диктует им (и нам) понимание вещей. Другое дело, что из-за этого мы все немножко ходим по кругу)) Ну что ж, это реалистично. Забавно именно то, что чем меньше "реального" остается в "Шерлоке", тем меньше в нем и фантастического, сказочного духа. Портрет души, как она есть.
Было бы здорово, если бы вы вспомнили автора книги про сны во сне, мне фильм Инсепшен напомнило.