В журнале "Афиша" есть критик Васильев. Раньше он был в журнале "Сеанс". Критик Васильев прелестное существо и подтвердил свою репутацию, написав статью о Бенедикте К.
www.afisha.ru/article/benedict_cumberbatch/

Статья, как и всегда у него, полна эроса, того самого, что всегда сопровождает отношения с чужим вдохновением. Мы ему доверились, и, значит, соблазнились.

Васильев имеет большое сердце и уже пел хвалу Тому Харди, Людмиле Гурченко, кому-то там еще, etc.

И каждый раз я с большим интересом изучаю реакцию на этот тип публичного самовыражения - реакцию почти всегда отрицательную.

Я обнаружила его статью о Харди по возмущенному обсуждению в очень приличном и умном журнале. Комментаторы в один голос твердили: ну, будь геем, но хотя бы скрывай это, что за неприличное( потому что публичное) употребление актера во все дырки, все же
есть кино, а есть порно и хотелось бы разной на них реакции
. Собираясь умилиться жестокому слэшу в жанре кинокритики, я пошла по ссылке...

и не обнаружила ничего подобного. Хорошо написанный текст весь был построен на невыговоренной, но безусловной для меня презумпции: кино есть лаборатория чувственности, не собственно сексуальной, а вовлеченного способа рецепции вообще. И тело актера является для нас искусственным органом, позволяющим изменить свой способ чувствования.

А еще у этого тела есть лицо... Тут все сложнее. Чужое лицо нельзя присвоить или объективировать. Лицо - это обращение, и ты не можешь делать вид, что его не услышал.

Вот как Васильев не сдерживает себя )):

"В новом «Стартреке: Возмездие» он смотрит в лобовое стекло охваченного пламенем вертолета — так, верно, всматривался в Землю Бог, создавая вулканы.
Легко вписываясь в пейзаж, это лицо само может быть пейзажем с меняющейся погодой и светотенью".

Просто Рильке: "Лицо его и было тем простором..."


Когда ты вовлекаешься в истолкование этого мучительно притягательного, но противоречивого послания - наступает характерное изменение рецепции, которое частично реализует себя в фандомном общении. Это не то "фандомное", то есть кинковое, чтение, о котором писала Луче Чухче (я отсылала к ее определению в прошлом посте).

Здесь не измельчение и хаотизация содержания, превращающее его в подобие кокаинового порошка - для стандартизации реакции удовольствия.
Здесь человек мучается целым, на которое чем-то нужно ответить, то есть, в привычной логике, - проинтерпретировать. Но всякая частная интерпретация сбоит, вместо ответа - возвращения мяча в игру - получается демонстрация собственной уязвимости.

Читатель это видит и наносит свой удар.

Вот тут интереснейший пункт общественной цензуры и дисциплинирования эмоций:


Всякая открытая эмоция интерпретируется как порнографическая.

Дистанцирование от собственной эмоции должно перерабатывать ее в вынесение оценки - эстетической, моральной, социологической. А ведь оценка предполагает объективирование и пассивизацию содержимого гораздо большую, чем прямое признание вовлеченности.

Более того, нескрываемая захваченность автора своим предметом явно трактуется, как "немужское поведение". То, что Васильев гей - для читателей одновременно объяснение его "текстуальной политики", и способ спастись от нее - "так делают только геи" - и, в этом смысле, пренебрежительно выдаваемая лицензия на жизнь в гетто для тех, у кого "чувства сверху", а сами они снизу. "Женщины, дети, геи..."

Итак, правильный автор должен приостановить в себе действие механизма киногении и сделать.. что?

Заместить его своей якобы тотально контролируемой позицией сверху?

При этом я не хочу сказать, что всякие бури страстей менее деспотичны по отношению к своему объекту. Это не так. Слияние так же пожирает стороны слияния, как и вытеснение.

Но в наших чувствах есть смысл. В очарованности есть смысл, небезразличный для самой материи зрелища, а, главное, для природы того, кто его смотрит.

Так что фандомное сообщество, снимающее этот вид цензуры, явно терапевтично: случай Васильева хорошо показывает, как прочитывается такой тип рецепции за пределами гетто.

Однако, оно включает какие-то другие виды цензурирования. Но об этом позже.

Комментарии
25.05.2013 в 00:18

Читала недавно эту статью. Удивилась и обрадовалась. По-моему, это довольно сложно - сформулировать то, что актер говорит эмоциями, мимо слов. Во всяком случае, об этом очень редко пишут.
К сожалению, это оказывается, "неформат" в некоторых изданиях. Критика Васильева отметила для себя. Постараюсь следить за его публикациями.
25.05.2013 в 04:09

Вряд ли это "неформат" для редакции - тут интересно, как сами читатели стихийно осуществляют довольно жесткую цензуру того, что можно и что нельзя переживать. Для большинства это "мимо слов" находится под запретом.
26.05.2013 в 12:58

Он смотрел на меня со сдержанным скудоумием (с) // Валютный фикописатель
Статья задела.
Наопминает многие неприятные вещи.
А Вас - с днем рождения!
26.05.2013 в 13:10

Огеньская-на-траве, спасибо за поздравления!

А почему именно статья задела - интересно!
26.05.2013 в 13:20

Он смотрел на меня со сдержанным скудоумием (с) // Валютный фикописатель
11regnullla, просто я аналогичные ситуации наблюдаю в нескольких местах сразу, где, цитирую Вас, "всякая открытая эмоция интерпретируется как порнографическая".
И ощущение всеобщей травли.
26.05.2013 в 13:43

Печально.

Мне казалось, что это запрет на признание своей включенности и он работает скорей в публчном поле. В личном общении люди, психически не слишком поврежденные, обычно принимают эту вещь
26.05.2013 в 14:00

Он смотрел на меня со сдержанным скудоумием (с) // Валютный фикописатель
11regnullla, я включена сразу в несколько разнокалиберных сообществ, но ощущения почти идентичные.
откуда у людей столько агрессии?
26.05.2013 в 14:56

Огеньская-на-траве, я думаю, эта агрессия - прежде всего, агрессия по отношению к самому себе. И те, кто нападает, на самом деле, защищаются. Просто чужие слова выступают для них как речь какого-то всемогущего и злонамеренного другого внутри их самих )
26.05.2013 в 15:33

Он смотрел на меня со сдержанным скудоумием (с) // Валютный фикописатель
11regnullla, у меня есть такое же подозрение, но, Боже, как же они тогда несчастны!
20.06.2013 в 19:44

Мне было читать очень интересно. Но ощущение, что сложный текст просто не воспринимается большинством, привыкшим к эксбиционизму мудачного твиттера (фейсбука и ....)
20.06.2013 в 23:47

KanekoKanda, да, это очень интересно, как люди прочитывают сколько-нибудь сложный текст.
По-моему, так: чужой текст - это мутная канава. в которой плавает рыба. Рыба - какие-то речевые единицы, на которые у читателя есть готовая идеологическая и эмоциональная реакция. Всё). То есть синтаксис - связь этих единиц в тексте - уже не считывается. Человек начинает реагировать, как павловская собачка, на изолированный стимул.

Вообще про это нужно отдельный пост писать ))