С самого первого сезона "Шерлок" был городской сказкой, сказкой об искушениях сердца и ума, и вот в последней серии, сказочная архитектоника превратилась в сказочную фабулу.
Бессмысленно спрашивать о "реальных" источниках могущества Эвер, так же как простым непониманием было бы разоблачение "неправдоподобия" Снежной королевы, Песочного человека или Тени Питера Шлемиля.
Хочется сказать, что Эвер - Тень, причем тень обоих братьев. Но это не совсем так. Эвер волшебное существо, умеющее стать тенью любому человеку, попавшемуся на её пути - вернее, зашедшему в её тупик. А потом обратить человека в свою тень.
А для своих братьев - она тень, закрывающая их собственную, почти поглотившая её.
Для Майкрофта - это одинокая ответственность того, кто единолично владеет страшной тайной и ни с кем не согласится разделить это владение. Но благо абсолютного и исключительного контроля оборачивается тем, что демон захватывает свою тюрьму и устанавливает в ней свой порядок - внешне неотличимый от порядка тюремщика.
Для Шерлока - это вечное бегство, погоня спасителя за спасением, такая стремительная, что никогда не узнаёшь, от чего бежишь.
Поэтому Майкрофту достаётся земля с её подземельями, а Шерлоку - воздух с обрывом падения.
А Эвер не получает ничего, но владеет всем. Это очень печальная правда про власть вообще: она принадлежит испуганному ребёнку в самолете, падающем в пустоту. Власть - это безвластие, пустая комната, прорастающая множеством следствий за свои пределы, но лишенная причины.
В эту пустую комнату попадают три героя Шерлок, Джон и Майкрофт. Им придётся выдержать магические испытания, ни цель, ни итог которых неизвестны. Но для того, чтобы их пройти, нужно не обнаружить цель, а найти собственную опору, не сводящуюся к поиску максимально эффективного целерационального действия.
Эвер - это часть, которая не может стать целым. Никто не может сам себе стать целым. Треснувшее зеркало, на котором стоял трон снежной королевы, сама королева называла зеркалом разума. Все, что Эвер говорит - сознательно доведенная до плоскости риторика позитивистской науки (без самой науки); сила Эвер не в этой смешной риторике, а в том что она ничем не ограничена в своём исследовании природы человека.
Ей "не хватает контекста". И вот она кровью пишет новые варианты "проблемы вагонетки", изощренно мучает людей - чтобы этот контекст появился. Она убивает, чтобы было на что опереться. И когда Шерлок это понимает, он дает ей опору.
Кстати, заострённый вариант "проблемы вагонетки", который Эвер навязала своим пленникам, находит вполне определенный ответ: не соглашаться, чтобы тебе навязали эту игру. "Не в мою смену". Иммануил Кант этому же нас учил. Шерлок, Джон и Майкрофт, раньше или позже, из игры выходят. Для этого нужна сказочная твердость в решимости умереть за других - но то, что кажется более "правдоподобным", ничего бы не прибавило к нашему знанию человеческой природы.
Шерлок возвращает Эвер к бедному, но подлинному бытию: от могущества к предельной слабости - обратно в тюрьму, но теперь она связана с миром реальным контактом. Появилась связь - и из нескольких бесконечно повторявшихся тактов возникла мелодия.
Конец развязывает все узлы, завязанные в начале. В первой серии первого сезона Лестрейд говорит о Шерлоке: "Он может стать хорошим человеком". В конце последней серии четвёртого он признает: "Он гений. Но, важней всего, он очень хороший человек". После того, что мы видели, это не кажется банальностью. Андерсен бы согласился.
Первый сезон кончался тем, что у Шерлока нашлось сердце. Теперь его в себе обнаружил, (и даже обнажил), Майкрофт. А Шерлок узнал, почему так невыносимо было то, что сердце ему сообщало.
Это реальные сказочные события, своего рода алхимические превращения, а не просто стертые сентиментальные метафоры. И в финале, Шерлок и Джон на наших глазах превращаются в созвездия, в чистый и вечный миф, иронически откомментированный, но непобежденный.
Бессмысленно спрашивать о "реальных" источниках могущества Эвер, так же как простым непониманием было бы разоблачение "неправдоподобия" Снежной королевы, Песочного человека или Тени Питера Шлемиля.
Хочется сказать, что Эвер - Тень, причем тень обоих братьев. Но это не совсем так. Эвер волшебное существо, умеющее стать тенью любому человеку, попавшемуся на её пути - вернее, зашедшему в её тупик. А потом обратить человека в свою тень.
А для своих братьев - она тень, закрывающая их собственную, почти поглотившая её.
Для Майкрофта - это одинокая ответственность того, кто единолично владеет страшной тайной и ни с кем не согласится разделить это владение. Но благо абсолютного и исключительного контроля оборачивается тем, что демон захватывает свою тюрьму и устанавливает в ней свой порядок - внешне неотличимый от порядка тюремщика.
Для Шерлока - это вечное бегство, погоня спасителя за спасением, такая стремительная, что никогда не узнаёшь, от чего бежишь.
Поэтому Майкрофту достаётся земля с её подземельями, а Шерлоку - воздух с обрывом падения.
А Эвер не получает ничего, но владеет всем. Это очень печальная правда про власть вообще: она принадлежит испуганному ребёнку в самолете, падающем в пустоту. Власть - это безвластие, пустая комната, прорастающая множеством следствий за свои пределы, но лишенная причины.
В эту пустую комнату попадают три героя Шерлок, Джон и Майкрофт. Им придётся выдержать магические испытания, ни цель, ни итог которых неизвестны. Но для того, чтобы их пройти, нужно не обнаружить цель, а найти собственную опору, не сводящуюся к поиску максимально эффективного целерационального действия.
Эвер - это часть, которая не может стать целым. Никто не может сам себе стать целым. Треснувшее зеркало, на котором стоял трон снежной королевы, сама королева называла зеркалом разума. Все, что Эвер говорит - сознательно доведенная до плоскости риторика позитивистской науки (без самой науки); сила Эвер не в этой смешной риторике, а в том что она ничем не ограничена в своём исследовании природы человека.
Ей "не хватает контекста". И вот она кровью пишет новые варианты "проблемы вагонетки", изощренно мучает людей - чтобы этот контекст появился. Она убивает, чтобы было на что опереться. И когда Шерлок это понимает, он дает ей опору.
Кстати, заострённый вариант "проблемы вагонетки", который Эвер навязала своим пленникам, находит вполне определенный ответ: не соглашаться, чтобы тебе навязали эту игру. "Не в мою смену". Иммануил Кант этому же нас учил. Шерлок, Джон и Майкрофт, раньше или позже, из игры выходят. Для этого нужна сказочная твердость в решимости умереть за других - но то, что кажется более "правдоподобным", ничего бы не прибавило к нашему знанию человеческой природы.
Шерлок возвращает Эвер к бедному, но подлинному бытию: от могущества к предельной слабости - обратно в тюрьму, но теперь она связана с миром реальным контактом. Появилась связь - и из нескольких бесконечно повторявшихся тактов возникла мелодия.
Конец развязывает все узлы, завязанные в начале. В первой серии первого сезона Лестрейд говорит о Шерлоке: "Он может стать хорошим человеком". В конце последней серии четвёртого он признает: "Он гений. Но, важней всего, он очень хороший человек". После того, что мы видели, это не кажется банальностью. Андерсен бы согласился.
Первый сезон кончался тем, что у Шерлока нашлось сердце. Теперь его в себе обнаружил, (и даже обнажил), Майкрофт. А Шерлок узнал, почему так невыносимо было то, что сердце ему сообщало.
Это реальные сказочные события, своего рода алхимические превращения, а не просто стертые сентиментальные метафоры. И в финале, Шерлок и Джон на наших глазах превращаются в созвездия, в чистый и вечный миф, иронически откомментированный, но непобежденный.
А ещё мне кажется что создатели так глубоко как вы никогда не смотрели. Но может это потому что меня ослепляет скептицизм и разочарование.
Если честно увидела совершенно противоположное. В черновиках пытаюсь написать и получается очень длинно, может здесь понятней и короче выйдет. Герой Шерлока из лимба где он бесплотный миф, дух, легенда, спускается дальше в ад, его бросает в чистилище (последняя серия вызвала такую ассоциацию почему не знаю) откуда он выходит человеком. В первом сезоне это была легенда которую люди дорисовывали (порой смотрю 4 сезон и думаю что авторы дорисовывали лучше сценаристов) и постепенно он обретал бренное тело, сердце и человечность. Из легенды он стал одним из нас, обычным человеком, и когда легенда становится плотью в этом есть тоже своеобразная вечность.
Особенно в 3 серии где Шекспир встречает Пилу, где посреди всего абсурда и чувства магреализма, где на первый план выступает Офелия которую придумали для добавления театральности, мы видим трёх обычных людей в эпицентре всего этой мишуры и несуразной глупости. Архетип Джона как хорошего человека и солдата уничтожен в предыдущей. Всю серию уничтожается архетип Майкрофта, который из всемогущего превращается в нелюбимого ребёнка с комплексом старшего брата. В конце все они люди. Все они обычные люди потому что вся серия рассказывает про прошлое а только у настоящих реальных людей есть прошлое, у мифов и сказок его нет.
Для меня финальный монтаж показался... Бессмысленным? Потому что семь лет я видела другую историю, а в итоге монолог Мэри все сводит на нет и буквально убивает смысл этой экранизации.
Не могу подобрать нужные слова, но мысль все не уходит из головы, а ваш отзыв вдохновил хоть както сформулировать.
это особенное чувство - островок стабильности в штормящем соо - знать, уже просто увидев новый заголовок - что ваш разбор серии будет правильным? нужным? созвучным (самое точное, что подобралось) самой истории))
И авторы, шекспиры этакие, играют в том же диапазоне: от "кровавой трагедии" до сказки. И герои их не могут быть ни только людьми, ни только мифами ( голый миф и воплотить невозможно, он существует лишь в разыгрывании)
Вот например, очередной этот мелодраматический паттерн, над которым все уже посмеялись - обретение утраченной когда-то сестры. Ведь это же в буквальном смысле восстановление собственной потерянной части, и им удается эту первичную семантику разбудить. Но она уже не архаическая, в нее включена рефлексивная дистанция и ирония человека, который знает, какие силы будит. Мне кажется, финальное письмо Мери как раз работает как открытая демонстрация несводимости истории к какому-то одному регистру: "Мы видим себя и видим вас, зрители, а рассказанная история видит нас всех".
Во всяком случае, это была попытка "чего-то большего" и она росла как живое существо на наших глазах, и кажется, с нашим участием ))
(Как вы хорошо про Офелию вспомнили! И сорок тысяч братьев!!!)
4141112, спасибо вам! Мне важно то, что вы пишете!