Мы с дочкой в песочнице. Рядом возникает девочка лет пяти в розовой курточке.
- это мой куличик. Не трогайте его.
- конечно, не будем.
Через минуту она появляется вновь:
- дай совочек!
- у тебя же есть свой.
- ну давай поменяемся?
Еще через минуту девочка проясняет загадочный обмен совочками:
Вот - она показывает розовые ногти в белую крапинку - вот у меня какие красивые.
- так ты совочек под ногти подбирала?
- ага. Я у вашего мальчика динозавра возьму?
- это девочка.
- какая же это девочка! Девочки в динозавров не играют.
Короче, в свой день рождения желаю всем девочкам динозавров по руке и по вкусу!
(И мальчикам конечно тоже)
- это мой куличик. Не трогайте его.
- конечно, не будем.
Через минуту она появляется вновь:
- дай совочек!
- у тебя же есть свой.
- ну давай поменяемся?
Еще через минуту девочка проясняет загадочный обмен совочками:
Вот - она показывает розовые ногти в белую крапинку - вот у меня какие красивые.
- так ты совочек под ногти подбирала?
- ага. Я у вашего мальчика динозавра возьму?
- это девочка.
- какая же это девочка! Девочки в динозавров не играют.
Короче, в свой день рождения желаю всем девочкам динозавров по руке и по вкусу!
(И мальчикам конечно тоже)
Меня поразило это радостное и добровольное совпадение с предписанным гендерным идеалом в его бескомпромиссном принцессочно-розовом выражении. Но у детей такое часто бывает - радость освоения правил социального конструирования: "я знаю, как сделать себя девочкой". Этот наивный конформизм подтачивается потом сам собой, я думаю. Надо быть совсем глухим и слепым, чтобы не соблазниться чем-то по ту сторону)