Я посмотрела "Эдуарда II" Дерека Джармена сразу по прочтении пьесы Марло и хорошо сделала. Так мелкая нарезанная взвесь текста приобретает смысл - важно, что Джармен берет, а что отбрасывает, где он верен Марло, а где выворачивает наизнанку.


У Джармена это история про зло в природе вещей. Зло - власть. В это зло погружено автаркическое одиночество короля, который хочет сделать из власти игрушку для своей любви, ergo для своего любовника, но власть сильнее. Она подминает под себя и короля, и мятежную королеву Изабеллу с ее честолюбивым фаворитом, и разнообразную массовку с обеих сторон. Предсказуемо для Джармена, хотя и в разладе с историей Марло: короля у него поддерживают демонстранты демократического вида (с плакатами в защиту меньшинств), мятежников - войска и полиция. Но, по существу, это не важно. Обе стороны режут друг друга как свиней, и убийца, который у Марло появляется лишь в конце пьесы, тут с первой сцены - молчаливый конфидент Эдуарда, тот, кто может позволить себе сочувствие. Смерть - это единственная правда, потому что она - и явный язык власти, и его скрытый денотат; все остальное - печальные или жестокие иллюзии. И ты думал, что можешь позволить себе счастье?


читать дальше

Комментарии
26.05.2012 в 16:22

Он смотрел на меня со сдержанным скудоумием (с) // Валютный фикописатель
С днем рождения!
26.05.2012 в 19:11

11regnullla,
Нисколько не претендуя на литературоведческий анализ.
Только потому, что "Эдуард ||" - один из моих любимых фильмов у Джармена.

«И только сейчас я внезапно осознал, что ключ к "Эдуарду" для меня — это то, что нас не должны убивать в конце...
И на самом деле орудие убийства должно быть отброшено убийцей.
Я имею в виду, что каждый убивает то, что он любит, понимаете? Перевернуть все!»
Это слова Джармена после премьеры «Эдуарда».

Он писал, что во многом отождествляет себя с этим королем.
Его борьбу со своей многолетней борьбой за право на однополую любовь.
Мне кажется, что похожая позиция была у Форстера, автора «Мориса», который сказал,
что если бы в его романе не было хэппи энда, то его не стоило бы и писать.

С одной стороны, фильм Джармена - это взгляд гея на историю, рассказанную гетеросексуалом с позиций христианской культуры.
Кажется, что это очевидно и такая простая позиция - «мы будем любить и не умрем за это (бог, рок, общество, мораль не покарают нас)»
- кажется слишком простой, примитивной по сравнению с высоким пафосом европейской трагедии – разрубающей смертью
все неразрешимые противоречия: между любовью и долгом, любовью и властью, любовью и моралью.
Но христианская идеология сама неоднозначна в вопросе отношений с гомосексуализмом,
как следствие - трагедия классической эпохи не может назвать свой источник противоречия
и вынуждена повторяться снова и снова не находя разрешения, не имея развития.
«Цель трагедии «"очищать сердца посредством жалости и ужаса"» - время возвращается в изначальную точку, сделав очередной круг.

С другой стороны, Джармен художник 20-го века. Сославшись на Фрейда, можно сказать, что произведение искусства - это всегда свидетельство внутреннего мира художника и точки невроза, дающей непосредственный импульс к творчеству.
Произведение искусства - сублимированный невроз и попытка его излечения.
Эстетика выхода из трагедии, освобождения от рокового проклятия несколько отличается от эстетики неразрешимой трагедии,
но обладает не меньшей очистительной и обновляющей силой.
Мне кажется, что смысл концовки фильма не только в том, что Эдуард-Джармен остался жив, но и в том, что герой, переживший трагедию, обретает способность видеть и чужие трагедии – заключенные в клетку Изабелла и Мортимер перестали быть смертельными врагами, но они ждут разрешения своего противоречия. Ограничение их власти и ограничение пространства до размеров клетки –
это и взгляд снаружи и обозначение христианско-гетеросексуальной культуры как опасно противоречивой и требующей внимания к этим внутренним противоречиям.
26.05.2012 в 19:15

11regnullla, С днем рождения Вас.
Вы сами бесценный подарок, мыслимо ли подарить что-либо Вам.
Будьте счастливы.
27.05.2012 в 01:53

camambert, сердечное спасибо за поздравления и, главное, за такой замечательный отклик!

Я, по большей части, согласна со всем вами сказанным, и вообще очень люблю Джармена. Но мне кажется, что певцом счастливой любви и финального всечеловеческого очищения его трудно назвать. У него все в клетках и навсегда в них останутся, хотя все в разных. Его сочувствие к человеку не исключает начального отвращения, смешанного с возбуждением, но следует за ним.

А у Марло смерть дает грешному человеку просиять, иногда в первый и последний раз. Смерть - это та трагическая сцена, для которой никто не низок (А у Джармена - смерть потому и не может завершиться, что она - самая последняя низость, а падать некуда). Другое дело, что люди Марло, пока они в силе, пострашнее хрупких героев Джармена. Вот уж действительно "явление торжествующего зверя".

Конечно, для Джармена в центре то, что для Марло просто условие фабулы - стигма гомосексуальности. И никакой неловкости в ее разрешении у Кристофера нет, потому что нет еще и в помине викторианского ужаса перед "перверсией": любовь короля всего лишь одна из разновидностей человеческих страстей, любовь королевы к Мортимеру - другая разновидность. Вспомните этот замечательный примирительный монолог о том, что "и древние так любили".

Я имею в виду, что каждый убивает то, что он любит,

- Да, вот про это Джармен и рассказал свою историю. И хэппи энда здесь нет.
27.05.2012 в 01:53

Сашка Огеньская, спасибо! Мне очень приятно!
27.05.2012 в 14:00

Он смотрел на меня со сдержанным скудоумием (с) // Валютный фикописатель
11regnullla, а мне приятно, что вам приятно:) Я с большим удовольствем читаю ваш дневник.
27.05.2012 в 19:16

11regnullla, певцом счастливой любви и финального всечеловеческого очищения его трудно назвать. У него все в клетках и навсегда в них останутся, хотя все в разных. Его сочувствие к человеку не исключает начального отвращения, смешанного с возбуждением, но следует за ним.

Совершенно верно. Певцом счастливой/несчастливой любви можно быть в 20 лет,
к 30-40 эта физкультура уже порядком утомляет и приходит понимание,
что самым прекрасным чувством на земле природа прикрывает свои интересы.
К некоторым счастливцам это понимание приходит раньше, к некоторым никогда,
но участвовать в играх матушки-природы приходится всем.
Чувство отвращения поэтому, очень понятное чувство.
XV1-й век - это относительная молодость европейской культуры, это возраст, в котором подростки не способны на компромиссы
и любое противостояние идей разрешается только очистительной смертью с громогласным призыванием Господа в свидетели.
Джармен показывает не финальное всечеловеческое очищение, а именно выход из своего внутреннего невроза.
Непримиримая борьба не на жизнь, а на смерть вдруг разрешилась внутренним принятием самого себя,
своей гомосексуальности не как вины, проклятия, наказания, а как обычного естества.
Лопнула раскаленная струна внутри, боль ушла, и уже не найти того места внутри, где так жгло и болело.
Ему 49 лет уже было, для него тип сексуальности давно уже был тем, что задает, определяет тип эстетики для художника, а не предпочтительный способ постельного секса.
Это чувство освобождения усталого человека от многолетней боли одновременно меняет очень многое и, в то же время, ничего уже не может изменить.
Мир понятен, известен, скушен и покрыт вековой пылью, если не наполняешь его своей страстью или своей болью.
Джармен писал, что много лет им двигала злость, а потом эта злость ушла.
Его метафора - люди, сидящие в клетках своего естества - очень точная, по-моему.
Это своеобразный момент тишины, покоя, но для старых людей и старых страстей это выглядит как присыпанная пылью усталость.

И еще это вопрос к себе и к миру - от какого источника теперь питать свою жизнь, свое творчество, свой полет, если прежний источник иссяк.
Если внутренние, они же внешние, враги побеждены, то из чего извлекать новую боль и страсть, которые способны будут отправить в новый полет.
Или мир навсегда уже останется расформированным по пыльным клеткам, снабженным ярлычками с подробными наименованиями на двух-четырех-шестнадцати языках.

Вы правы в том смысле, что автор в фильме отказался использовать известный, привычный тип очищения через смерть и это несколько неожиданно выглядит.
Но мне кажется, что его запрос на очищение жизнью должен быть неимоверно актуален для современного европейского сознания.
27.05.2012 в 20:20

camambert, да, я с вами совершенно согласна про Джармена - мне это его решение о невозможности смерти показалось очень важным и сильным - но не потому что оно "лучше", чем у Марло, а потому что нам о нас самих много сообщает. Вот только никакого упования на очищение жизнью я в этом фильме не вижу. И вообще все мной написанное не было критикой Джармена, но попыткой зафиксировать его своеобразие. Хотя и здесь индивидуальный дух с духом времени перемешан.
А вы про него замечательно написали! )

Певцом счастливой/несчастливой любви можно быть в 20 лет,
к 30-40 эта физкультура уже порядком утомляет и приходит понимание,
что самым прекрасным чувством на земле природа прикрывает свои интересы.
К некоторым счастливцам это понимание приходит раньше, к некоторым никогда,
но участвовать в играх матушки-природы приходится всем.


- Вот это мне не очень понятно. Мне кажется, современный человек привык делать трагическое мировоззрение из не очень для этого подходящего и к тому же условного дарвинизма. Природа как таковая никаких целей не имеет, ничего не прикрывает. Не только половой инстинкт, все наше существование воплощено биологически - это не имеет отношения к тому, в чем мы сами обречены искать и (не) находить смысл. Мы исполнены в природном материале, но сама природа уже не может выступать для нас априорной формой, она открыта, непредрешена.

И кстати вольное отношение к смерти - вольный выбор смерти, который и является вершинным пунктом трагической формы - и есть та точка, где человек признавая свою главную биологическую границу - смерть, берет ее в себя и присваивает и одновременно освобождает от природного присвоения. Смысл смерти именно в том, что она из источника нашего рабства обращается в последнее неопровержимое явление свободы. Она именно ради очищения жизни и дана.


То, что Джармен от нее отказывается, очень показательно, но я вовсе не думаю, что в своей трактовке он не прав в смысле верности интерпретации. Он высвобождает "подземелье ведьм", которое у Марло есть, ох как есть, но еще связано самим строением трагической формы.

Его метафора - люди, сидящие в клетках своего естества - очень точная, по-моему.
Да, это точно. Но из клетки видно что-то недоступное для узника, однако существующее. Всегда видно, пока смотришь. Сколько бы сиделец себя не убеждал, что это порождения усталого мозга.

Но это у меня не претензия к Джармену - он свою историю рассказал отлично.

Мне кажется, что смысл концовки фильма не только в том, что Эдуард-Джармен остался жив, но и в том, что герой, переживший трагедию, обретает способность видеть и чужие трагедии – заключенные в клетку Изабелла и Мортимер перестали быть смертельными врагами, но они ждут разрешения своего противоречия.

- Мне очень нравится это толкование, хочу в него верить) . Но, кажется, содрогание, внушаемое этой сценой, говорит нам, что разрешения не будет. Этому мальчику никого не жалко, как и самому будущему - оно завороженно играет с ужасным, не в силах ни освободиться от него, ни освободить его, ни его преобразить. И это кстати очень точный образ отношения человека к "тяжелому прошлому".
27.05.2012 в 22:31

11regnullla, И кстати вольное отношение к смерти - вольный выбор смерти, который и является вершинным пунктом трагической формы - и есть та точка, где человек признавая свою главную биологическую границу - смерть, берет ее в себя и присваивает и одновременно освобождает от природного присвоения. Смысл смерти именно в том, что она из источника нашего рабства обращается в последнее неопровержимое явление свободы. Она именно ради очищения жизни и дана.
Совершенно верно и очень точно сказано. Если выбор смерти как выхода, как решения сделан добровольно и сознательно.
У Марло, насколько я понимаю, об этом нет и речи. Эдуарда к физической смерти приговаривают внешние силы и времени чтобы дозреть до такого самостоятельного решения у него не было.
Или дожить до смерти своих страстей.

Мне кажется, что у Джармена в конце фильма показан не окончательный итог и ответ для всех, а промежуточный результат.
Переход истории с внешнего уровня на внутренний.
Нет и не будет больше "всеобщего очищения" - каждый свое освобождение и очищение взращивает у себя внутри.
Старая история закончилась и пылится в клетке, а новая еще не началась. И начнется, если начнется, не в этих декорациях.

Но, кажется, содрогание, внушаемое этой сценой, говорит нам, что разрешения не будет. Этому мальчику никого не жалко, как и самому будущему - оно завороженно играет с ужасным, не в силах ни освободиться от него, ни освободить его, ни его преобразить. И это кстати очень точный образ отношения человека к "тяжелому прошлому".
Этот мальчик интересен. Он был участником и свидетелем всех страстей, всех убийств, всех столкновений. В нем опыт каждого из участников и всей битвы целиком. В нем нет еще собственного интереса, толкования этой истории, направления развития. Он не может быть невинным, незрячим, глупым. Он уже знает, чем заканчивается каждый из видов страсти и начинает свою жизнь с этого места.
С места, в котором закончились страсти предыдущего поколения.

Невозможно быть невинным. Невозможно победить зло, убив его носителей.
Невозможно освободить тех, кто томится в клетке.
Нет больше внешних сил, которые придут, чтобы спасти или покарать.
Это промежуточный результат и поворот взгляда внутрь себя.

Для меня разрешающим итогом этого фильма было то, что произошло внутреннее освобождение Джармена, о котором он сказал, а не освобождение героев на экране.

Но я люблю этот фильм за другое. Мне нравится сцена танца двух мужчин в начале фильма. Очень короткая, к сожалению.
Танец - сложное искусство, человек участвует в нем весь, целиком и если танец двоих гармоничен, то это красивый символ настоящей любви.
Мне нравятся костюмы, которые говорят о каждом из героев больше, чем их слова и поступки. Символика костюмов приближает фильм к балету.
Мне нравится, что показанное в фильме насилие, неизбежное в этой истории, не бьет по нервам. Не перетягивает внимание на себя.

Совершенная красота каждой сцены - декораций, костюмов, актеров - мне кажется, что это то, что меняет смысл трагедии гораздо больше, чем финальная сцена.
У Джармена-художника на все вопросы есть ответ художника, не всегда сводимый к словам.
27.05.2012 в 22:52

Совершенная красота каждой сцены - декораций, костюмов, актеров - мне кажется, что это то, что меняет смысл трагедии гораздо больше, чем финальная сцена.
У Джармена-художника на все вопросы есть ответ художника, не всегда сводимый к словам.


camambert, я совершенно согласна. Собственно и слова в талантливом тексте не сводимы к словам - к своей дискурсивной развертке. Все, что мы с вами обсуждаем, Джармен сообщил не словами - текст Марло порезан, но не изменен. Конечно, сами наши обсуждения - это уже вторичная идеологизация, что поделаешь.)

Именно душераздирающая красота сцены, где Изабелла, покрытая пеплом и прахом, тянет руки к своему сыну, а тот дразнит ее как зверя, и заставила меня вдруг понять - времени больше не будет, все действительно заперты навсегда во внутреннем, которое стало внешним, и наоборот. Нет у Джармена трансцендентного спасения для этого мира, как вы верно написали.

Сцена с танцем прекрасна, такой лирический гротеск.
28.05.2012 в 11:15

11regnullla, Есть у меня желание немного пооправдываться и поизвиняться.
Человек, который в детстве отождествился с облаками и их отражениями в луже, вырастает, наверное, не совсем гуманоидом))
То, что касается человеческих трагедий, их признаков и этапов прохождения, я наверное, не очень чувствую и не очень понимаю.
Или отстраняюсь раньше, чем до меня доходит. Поэтому мне чрезвычайно интересно то, что вы пишете, но я не могу отвечать вам в той же модальности.
Слов для этого у меня точно нет.
С одной стороны, мне кажется, что мои несимметричные ответы делают общую картину более объемной, но с другой, я понимаю, что несколько злоупотребляю вашим терпением, вынуждая приводить новые и новые доводы в защиту жанра трагедии, но не подтверждая своего согласия с ними.
В общем, как-то так.
29.05.2012 в 01:45

camambert, расскажите про отождествление с отраженными собаками!

Я очень благодарна, за то, как проникновенно вы написали про Джармена. Жаль, что я очень давно смотрела "Караваджо" и "Витгенштейна" - люблю, но обсуждать не могу - о них осталась только почти физиологическая память чувства.
13.06.2012 в 10:39

11regnullla, Прочитала пьесу Марло. Красивая вещь.

Мне показалось, что Марло написал, в том числе, об опасности, которая подстерегает любого, кто приближается к власти или уже облечен ею.
В его пьесе власть и любовь существуют не только как проявления чувств героев, но существуют также и сами по себе - имеют собственную логику, развиваются по своим внутренним законам и именно они двигают сюжет, а не герои. Изабелле, ее сыну, Гавестону свойственны сомнения, перед принятием каждого решения они колеблются, взвешивают, что выбрать: свое право на чувство или предписания долга. У них нет спонтанных проявлений чувств, они медлят и как будто ждут, что решение за них примет кто-то другой - вмешается судьба и всё решит за них.
Только Мортимер, пожалуй, следует за чувством долга и чувством власти, не рефлексируя. Только ему свойственно объяснять свои поступки как оправдание уже свершившегося, чувства принимают решения за него, он им следует .

Эдуард 11 и Мортимер обречены именно в силу того, что один по праву рождения принимает корону и власть, а другой следует своему чувству власти и преступает закон. Но власть не принадлежит ни тому, ни другому, она позволяет поиграть с собой, чтобы потом убить заигравшегося.
Этой опасности Эдуард и Мортимер не чувствуют и погибают каждый в свое время. Об этой опасности знает наследник и не спешит занять престол как будто чувствуя - управлять этой стихией невозможно, можно только стать ее жертвой.

Показалось интересным, что Эдуарда осуждают и преследуют не за гомосексуальную связь, а за то, что он возвысил безродного фаворита, обойдя благосклонностью тех, кто имеет на нее право по своему социальному статусу. Осуждают не за любовь, а за то, что растратил казну на свое увлечение, нарушил порядок сословных отношений в сословном обществе. Даже Изабелла борется не столько за любовь мужа, сколько за свое право жены и королевы, данное ей законом.

Вы упомянули Бенедикта, который говорил о своем желании сыграть Эдуарда 11.
Это интересная идея и, по ощущениям, это его роль, ему это близко.
Ведь можно победить или проиграть в борьбе, но это ничего не решает.
И право на любовь - не то же самое, что сама любовь.
В любви в отличие от власти не всегда можно быть экстравертом.
У Бенедикта есть по крайней мере две роли, где он играет именно это -
в фильмах "Последняя из рода Болейн" и "Последний враг".
Было бы интересно, если бы Бенедикт сам выступил в качестве режиссера, у него есть вкус к таким вещам.
13.06.2012 в 14:53

camambert, вы очень точно написали, что "власть не принадлежит ни тому, ни другому, она позволяет поиграть с собой, чтобы потом убить заигравшегося". Власть всегда сохраняет свой центр внутри себя, она не бывает орудием, хотя и порядочный человек, и негодяй пытаются сделать ее таковым. И роковая амбивалентность поведения Эдуарда - в том, что он избегает осознать ее, опираясь в своем побеге на ее же исключительные преимущества, на сомнительный дар абсолютной власти не только следовать закону, но и творить его (а это ведь уже гибрис, гордыня). Его любовь есть утверждение чистого произвола: "я могу сделать все из ничего". И в то же время это оборотная сторона собственного дара любви с ее вечной интуицией - в возлюбленном это "все" уже есть и я только воздаю ему должное.