Одной из самых увлекательных и пугающих вещей для меня всегда была природа самообмана, его движущие силы, расползающиеся границы и, наконец, та истина, превращенной энергией которой он питается.

Никто, вроде бы, не обманывается на ровном месте. Легче всего предположить, что самообман позволяет осуществить запретные желания, выведя их за пределы действия запрета. Это банально и зачастую верно. Но понимаем ли мы смысл самих этих желаний?

Вот история Ши Пэйпу и Бернара Бурсико, по которой Кроненберг сделал фильм "М. Баттерфляй". Представляю, чем она его заворожила, но кинонарратив терпит крах перед ее непроницаемой тайной (впрочем, Айронс был очень хорош, погибая в тюрьме).
читать дальше

Комментарии
26.03.2012 в 02:07

Не прячь музыку, она — опиум (с)
Главным вопросом оказывается, переписывал ли Бернар возлюбленный образ/ образ возлюбленной как самолюбивый художник собственной жизни, или, наоборот, согласился читать явление другого по тем законам, которые оно само себе предписывает, признал Ши именно тем, чем тот хотел быть?
Заслонял, как мог, от себя тайну чужой жизни или благоговейно ее почитал?

Блистательно сформулированный вопрос ))
Это не ответ, конечно, но меня беспокоит смутное чувство, которое никак не поймаю словом: что второе от первого, кажется, слишком сильно отличается технически. Что признание чужого желания непреложной истиной требует пусть не зоркости, но чуткости, пусть не внимательности, но хотя бы интереса.
И такой самообман кажется не совсем обычным: где-то очень глубоко, в неосознаваемой темноте, он должен быть самообманом на двоих, сообщничеством.
А это (не могу объяснить, почему так чувствую) не очень хорошо складывается с "до последнего не верил", "проверил-убедился". И с попыткой самоубийства тоже.
Но вполне вероятно, что я заблуждаюсь.

Хотя без чуткости и интереса почитание тайны чужой жизни перестает быть почитанием. И, по-моему, опасно приближается к игнорированию, что дихотомию почти устраняет ))
26.03.2012 в 02:46

Eia, вы очень тонко сформулировали то, что и меня мучает в этой истории.
И тогда мы возвращаемся к коллизии самообмана: то есть, знал, понимал, но не считал себя вправе знать и понимать, или боялся этого знания, разрушавшего всю хрупкую конструкцию оправдания собственной жизни...

И заметьте парадокс: всю жизнь убить на "спасение матери своего сына" и при этом не желать знать о ней того, о чем просто тело говорит...

Может быть, действительно, это грандиозный спектакль, который игрался для себя самого, только чтобы был хоть какой-то смысл, но что заставило в таких закоулках искать этот смысл? Была, наверно, какая-то первая чара, чудо, которое осветило и освятило дальнейшую слепоту. Смотрю на портрет и верю ))
26.03.2012 в 08:19

Не прячь музыку, она — опиум (с)
И заметьте парадокс: всю жизнь убить на "спасение матери своего сына" и при этом не желать знать о ней того, о чем просто тело говорит...
:уеs:
Могло бы быть очень смешно, но не смешно почему-то совсем. И позиция второй стороны интересна - манипуляция это или тоже самообман. Действительно, кто и кому лгал и кто в ком обманулся
26.03.2012 в 15:09

Понятно, что все свои главные выборы они совершали, не сознавая их, что они в принципе не могли бы сказать себе и другим никакой правды о том, что делают - они сами ее не знали.

Ши конечно лгал вполне сознательно, но сама его ложь имеет совершенно иррациональные основания. И вся шпионская интрига - только побочное следствие сложившихся патологических отношений - никакая разведка не будет делать ставку на заведомо невозможную вещь.

Для меня вся эта коллизия вырастает в миф: двое, не сговариваясь, отвергают "закон природы", действуют за пределами возможного.
Ведь миф образуется неким аномальным событием, которое создает новый закон или здесь и сейчас отменяет действие старого.
Но это безусловно миф о неудаче, собственно миф о встрече двух Нарциссов )

Он и должен обернуться таким печальным и будничным провалом, потому что каждый из них превратил другого человека в пустую оболочку своих желаний. Но Бернар все же делал это, повинуясь чужому желанию этой оболочкой быть.
28.03.2012 в 00:28

знал, понимал, но не считал себя вправе знать и понимать, или боялся этого знания, разрушавшего всю хрупкую конструкцию оправдания собственной жизни...
об этом очень много у любимого мною вампилова. помимо плотности жизненного быта, истончающего и без того нежную душу, самообман - тоже одна из любимых его тем. и именно с такими посылками: если признаться себе, то рухнет последняя стена - сознательная или несознательная (в вашем случае), стена, за которой уже вообще ничего нет. именно бояться знания или считать себя его недостойным.
в "утиной охоте" зилов считает себя знания недостойным, потому что, думает он, это есть некое первобытное, исходное, вечно и исходно истинное знание; помните
- там такая тишина, как будто ты еще не родился, тебя еще нет и ничего нет
то есть он не верит в то, что вот он, со всем своим багажом грязи, сможет очиститься, и жизнь, сама жизнь по всем экзистенциальным)) канонам подводит его к тому рубежу, когда на стену натыкается душа до того живая, что только кто-то один - стена или душа - из этого столкновения могут выйти живыми. законы мира, в общем, набрасываются на душу и рвут ее в клочья, как вот в вашем случае, не оставляют путей отхода.
вернее, не чтобы он не "верит", в нашем контексте плохое слово. не считает себя способным даже поверить и потому обманывает-ся. его душа очень здорово нам изображает ступеньки самообмана, она общается больше сама с собой, чем с миром (этот удел единственных рефлексирующих героев), и когда в конце с ней, казалось бы, не происходит ничего, на самом деле происходит многое, - и это снимается вампиловым как слой вообще-то присущей ему театральности, мол, решайте сами, хехе, посмотрите в себя, а не на него.
(в мхт даже не сильно заморачивались с символизмом очищения, и хабенский просто переодевается в конце на сцене)

ну про сарафанова и его ораторию и филармонию и вообще про "старшего сына" и говорить нечего. человеческая близость и есть та самая чара, что осветила дальнейшую слепоту, как и валентина со своим заборчиком,
да и в охоте есть эта чара, только для рефлексирующих и очень умных людей она, видимо, не в том, в чем для валентины или сарафанова, не (только) в чистоте, порядочности, простой искренней душевности, а еще и именно в "тебя нет", потому и палец на курок ставится, ровно потому он с него и снимается
28.03.2012 в 00:56

вернее, не чтобы он не "верит", в нашем контексте плохое слово. не считает себя способным даже поверить и потому обманывает-ся. его душа очень здорово нам изображает ступеньки самообмана, она общается больше сама с собой, чем с миром

Вы очень правы.
Для меня проблема самообмана начинается вообще не с факта "обмана", более того, факта обмана себя, как вы и заметили, может не быть, а самообман есть. И материей этого самообмана может быть как мир, так и собственная душа, да и мир-то только ее способ быть обуреваемой собственной слепотой.

Но я думаю еще о слепоте как способе пусть увечного, но контакта с тем, что не выдержит нашей зрячести - потому что зрение может быть поражено своей проказой не менее слепоты.

Про Вампилова - очень интересно, я его, в основном, помню по прекрасному фильму Эфроса "В четверг и больше никогда".
28.03.2012 в 01:20

слепоте как способе пусть увечного, но контакта с тем, что не выдержит нашей зрячести
да!!
прекрасный "город эн" добычина заканчивается именно так! и именно об этом) ребенок там всю жизнь мучается близорукостью, а в конце, вступая во взрослую жизнь, покупает очки и впервые идет по улице в очках и видит всё ))) боже, помню, когда впервые прочитала это, у меня открылся рот и я так, аххххх, восхищенно, прочитать всю книгу как о зрячем, а тут, а тут, ну и наоборот конечно же и
в общем вы понимаете )
правда это совсем не о самообмане. мне вообще кажется, зрячие умирают лет до трех

вампилова я впервые прочитала четыре года назад, и последние три он у меня исправно всплывает по разным объективным и не очень причинам примерно в одно время года, и вот сейчас я его снова читаю и поразилась тому, что тут ваш пост про самообман
вот этого не смотрела, по утиной охоте? видела только отпуск в сентябре, но он мне не очень нравится
из записок вампилова: "мир рождает примерно одинаковое количество гениев и убийц, в последнее время эта равномерность нарушена: рождаются гениальные убийцы" )))
28.03.2012 в 01:21

мир рождает примерно одинаковое количество гениев и убийц, в последнее время эта равномерность нарушена: рождаются гениальные убийцы
я бы это, правда, не к объективной реальности, как он, отнесла, а к искусству