Ещё раз скажу: мне все понравилось. Но какая же гнетущая печаль остаётся после финала - без примеси гнева (как это было в конце третьего сезона), но тем удушливее.
Фильм сделан отлично, без провалов и провисаний, как путь в лабиринте, в котором все тропы ведут в центр, а вот ведёт ли хоть одна из них из центра? На волю?
camambert верно сказала: "Простое признание, что мир снаружи и мир внутри приводятся в движение из одного источника воли, приводит только к тому, что граница между мирами стирается окончательно и всё погружается в хаос галлюцинации. Даже если называть его "чертогами разума". Отношения с бывшими друзьями и врагами становятся поверхностными, формальными, семипроцентный раствор дает больше пищи для ума и чувств, но это далеко не конец. Как говорит Мориарти: " убивает не падение, убивает приземление".
Собственно это наступление внутреннего мира на внешний началось ещё в третьем сезоне и уже тогда были ясны его опасности.
В "безобразной невесте" никакого другого мира, кроме духовного, простите, мира Шерлока, у нас не осталось. А, главное, этого мира не осталось у него. Адское чувство абсолютной опустошенности всех связей с миром, отключённость от духа жизни приводит к характерному искажению всего того, что проживается как своё собственное, как отгадка собственной загадки (хотя содержание отгадывания вызывает полное сочувствие).
Все герои - фигуры "собственного мира" Шерлока. Именно поэтому они обречены на застывание в некой гротесковой позе: они карикатуры не самих себя, а невротических задержек или компульсивных повторений, недоразрушенных и недостроенных защит самого Шерлока. Наконец-то выговоренной вины, стыда и одиночества, такого бесконечного одиночества, в котором мы его ещё не заставали. ( кстати это очень важно: весь "женский" сюжет
- история про открытие вины, от переживания которой Шерлок раньше был защищён своим предназначением.)
Все это интересно и умно. Проблема одна. С этими фигурами можно работать, как работают "над собой", с ними можно разбираться, но им ничего нельзя отдать и у них ничего нельзя взять.
Поэтому единственный, кому эта роль подходит - это Мориарти. Мориарти здесь абсолютный симулякр, который делает ложным все, чего касается. Он не проводник нового знания, сколь угодно мучительного (каким мог быть реальный человек Мориарти со своей тайной), а наоборот тот, кто превращает в пыль любой опыт, любую обращеность себя к себе. Поэтому когда Шерлок поднимает покрывало Невесты, он опять видит Мориарти: это не откровение, это тупик. Действительно очень тонко.
Но остальные фигуры, которые должны быть помогающими или спасающими, совсем не работают - именно потому что спасение требует трансценденции. Внутренняя фигура должна передавать импульс встреченной когда-то правды, чтобы выводить из тупика. А Джон, патентованный "помощник и спаситель" - он ушёл из мира Шерлока, и нигде не видно это очевидней, как в этом яростном несоответствии плоской фигуры с усами и того, какая роль ей приписывается. Джон должен это мочь, Шерлок помнит. Но он не может больше.
"Я увожу Мэри. Нет, Мэри уводит меня".
Вот фигура Майкрофта - гораздо более сильная, наполненная не бессилием просьбы, а настоящей мучительной и неразрывной связью. Но она пока стоит в стороне. Ясно, что фокус внимания должен переместиться именно сюда и уже не просто для того, чтобы мы удостоверились что братья в плену друг у друга.
Поразительно, Шерлок первого сезона с кучей проблем в коммуникациях и избирательной слепоте был втянут в подлинные, хотя и увечные отношения с людьми. Каждое столкновение искрило, потому что это было столкновение с чужой волей, которая так же реальна как твоя. Тот Шерлок никуда не мог уйти от истины других, хоть и отказывался особенно много об этом думать. Достаточно было долгого взгляда, которым он провожал через окно обиженного Джона. (Да ведь сам Шерлок и был проводником этой истины).
Теперешний Шерлок гораздо умнее и чувствительнее. Но у него больше нет того, обо что разбиваются ум и сердце, чтобы жить заново. Нет, не о демона Мориарти.
Это не упрек создателям. Мне все произошедшее кажется вполне логичным. Просто я думаю, что эта история вочеловечения будет не полна без второго пришествия. Без возвращения в мир.