И вот, когда вышли сроки и закончились бои, мне захотелось написать про "Скандал в Белгравии".))
Большая часть этих наблюдений умными людьми уже высказана и обсуждена по отдельности, так что я не претендую на оригинальность. Меня завораживает связность той символической системы, которую мы получаем в итоге.
Итак, кто такая, нет, что такое Ирен? - Универсальный медиатор.
Начнем с самого простого.
Ирен изначально является посланницей\ представительницей Мориарти. Она берет на себя его функции: провокация, соблазнение, манипуляция.
Но, вступив в игру и втянув в нее Шерлока, она оказывается символическим эквивалентом Джона. И сама сообщает ему это на "конспиративной встрече", в устройстве которой, невольно, оказывается еще и заместителем Майкрофта.
Во сне Шерлока она переживает настоящий бенефис - собственно, та Ирен, которая его аффицирует, и есть Ирен сна, больше мы ее такой не видим.
Но что такое Ирен сна? Символический посредник в чистом виде, ведущий Шерлока к самому Шерлоку, позволяющий ему войти в контакт с собственной потребностью в контакте. Как с зачарованным героем сказки, встреча с Шерлоком возможна только через испытание трудной загадкой и Ирен дает верный ответ. Но, главное, она этому ответу радуется.
Однако встреча с собой - еще не вершина. На этом бесконечная серия медиаций не кончается.
читать дальшеВ сцене взаимных признаний\разоблачений Ирен обращает в медиатора самого Шерлока. Он оказывается всего лишь проводником к старшему брату.
Это маркированное аномальное событие, потому что структурное положение Шерлока в этом универсуме не позволяет ему быть ничьим заместителем. Их противостояние с Мориарти принципиально иной природы: "ты это я" означает абсолютную противоположность, как в случае с отражением в зеркале, невозможность взаимного опосредования, или-или.
Итак, Ирен разоблачает себя как заместителя Мориарти, а Шерлока ставит в унизительную позицию заместителя Майкрофта.
Типичный сюжет недооценки, сказал бы Леви-Стросс ))
Во второй половине этой сцены накренившийся универсум возвращается к рискованному равновесию: акт недооценки покрывается актом переоценки: Шерлок восстанавливает свою суверенность, парадоксальным образом возвращая ее Ирен. Она сорвала игру, претендуя на слияние с Шерлоком (I am sherlocked), - но это значит и то, что она перестала быть семантическим эквивалентом Мориарти.
Освободившись от своей функции, Ирен покидает этот универсум. Отлично отыгранная многократная мнимость ее гибели отражает имматериальность самого присутствия Ирен в мире. Ирен, предъявляющая свое тело как оружие и аргумент - самый бестелесный из персонажей. Абсолютизация чувственного как бы выпаривает саму чувственность, оказывающуюся предметом совершенного вымысла, в котором участвуют все: и Мориарти, и Майкрофт, и Шерлок, и сама Ирен.
Кажется, она пустой символ, знак без значения, обертка, куда каждый может завернуть свой секрет (детский такой секретик). После того, как она исчезает, почти невозможно поверить, что она была.
Но не менее сильно чувство, что это не так. Ирен - недостаток, провоцирующий избыток. Вещий сон Шерлока. Тревога, которую она с собой приносит, обещает смерть и что-то еще, что делает смерть небессмысленной.