Сложу сюда, чтобы не забылся, долгий разговор о Шерлоке и Джиме в дневнике Эйи
И продолжение: diary.ru/~not-really/p171860704.htm
И начну о том же, но о другом. Действительно, третья серия - сказка. Но не совсем.
Вернее, моралите.
Вообще детективная история держится на браке закономерности и случайности. Даже идеальное преступление, которое хочет вырваться за пределы закона причинности, влечет за собой некоторое возмущение поверхности, оставляет на ней трещины и сколы.
Здесь, впервые, никаких случайностей. И следовательно, никакой закономерности, кроме очень специфической. Как точно пишет Эйя: люди там, как в настоящей сказке, появляются только в нужный момент и с нужной репликой, и от этого впечатление ирреальности просто пробирающее.
Конечно этому есть жанровые причины - действие молниеносно, как в классицистской драме, где нужно успеть за несколько часов пройти от признания до гроба.
Но мне кажется, что причина еще и в том, что история как-то сама собой получилась не о противостоянии Шерлока и Джима, хотя мы о них все пальцы истоптали.
Она о природе зла.
Мориарти, как обычно, только его провокатор, "преступник-консультант" и он, наконец, набредает на неистощимое поле приложения своей воли (то-то ему так быстро становится скучно).
Не нужно никаких специальных злодеяний. Работает зло тривиальное, творимое добрыми людьми. - не "Зло", а простое следствие того, как люди устроены .
Человека обижают - и он обижается. Человек любит свою работу и уверен, что приносит пользу, а эту пользу грубо отрицают. Человек, в конце концов, мыслит, сводя неизвестное к известному, и должен с сомнением встречать утверждающую себя аномалию.
И конечно же, делая то, что он делает, этот человек всегда делает "добро" . И журналистка, и естественно Салли с Андерсоном, etc. То, что все так легко верят бреду, - натяжка, но для моралите - закономерность. Потому что разум служит желанию.
Отсюда особенная "сатаничность" Джима в третьей серии - он играет именно "князя мира сего", того, кто делает этот мир единственно возможным, закрыв все форточки. Оказывается, что это и надо было для абсолютной власти, а не коды и бомбы. К чести Джима надо сказать, что абсолютная власть, совпадающая с абсолютной тривиальностью, его недолго удерживает.
Шерлок делает много дурных вещей. Но вот от этого тривиального зла он совершенно свободен.
Он не держится за свои идеи, если они не верны. Он не имеет предубеждений. Он не схвачен никакой проекцией. Ему незачем себе лгать, и если он все же многого не знает о себе и других, то причиной этого само прицельное устройство его личности. Он как наведенный прожектор шарит вдали.
Для меня эта серия стала совершенным подтверждением того, что Эйя называет "зерном света" в Шерлоке, от обратного. Потому что мир добрых людей показал двусмысленность своей природы.
И только Джона нельзя сбить с толку. Потому что его желание не позволит )