То, с чем мне жаль было бы расстаться.

Мои выдумки о Шерлоке

diary.ru/~sherlockbbc/?userid=1989607
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
20:55 

В "Собаках Баскервилей" создатели "Шерлока", наконец, решились показать, как именно он думает. Конечно, не показали, но намекнули, и намек хорош.
То, что они изобразили, похоже одновременно на ренессансные "искусства памяти" и на метод семейных сходств позднего Витгенштейна.

Все, конечно, понимают, что слово "дедукция" по отношению к методу Шерлока - плод несчастной случайности.
Холмс имеет дело с уникальными событиями, каждое из которых похоже и не похоже на множество других событий. Пятна максимального сгущения взаимноподобных признаков будут и точками максимальной предсказуемости, но события никогда не окажутся полностью идентичными одно другому. Никакое подведение под общее само по себе не есть разгадка случая. Уникальность события делает всякую мысль о нем только правдоподобной, а не истинной в себе.

Об этом обо всем можно было бы писать долго, погрузившись в любимую "Риторику" Аристотеля, заминка только в том, что главное уже написано в статье Карло Гинзбурга, которая много лет назад открыла мне глаза на устройство гуманитарной научности. Потому что Шерлок именно там, с распознавателями знаков-симптомов (а так же с медиками, первобытными охотниками, и пр.)), по ту сторону от математического метода.

Так, что, ура, никаких логических машин!

(Хотя Шерлок, совершенствующий логический круг Раймонда Луллия, преследует мое фанфикерское воображение)

UPD: И конечно метод Холмса в родстве с психоанализом, о чем Гинзбург тоже пишет в своей статье.

В "собаках" Шерлок понимает, что дело интересное, когда слышит в речи Найта оксюморонное сочетание слов "чудовищный хаунд" - привет Фрейду.

@темы: Шерлок Холмс

06:04 

очаровательный отщепенец


01:30 

Башмаков еще не износила и слез не утерла после третьей серии, и пишу поэтому вокруг да около, не о главном.

Вдруг стала окончательно понятна одна простая вещь, которая и в первом сезоне была видна:

У АКД Холмс был великим актером и на его деле лежала печать протеистического артистизма. Шерлок сериала - не актер до смешного, до того, что абсолютная неспособность не быть собой "мешает следствию" и в итоге едва не губит. (все его попытки изображать кого-то - карикатурны). С "собой" тоже странные отношения, себя-то как раз и приходится все время играть, поднимая воротник и делая бровями.

Именно это слабое место видит Мориарти, и с него начинает разрушение Шерлока. Слабое место Шерлока в том, что он неприлично-настоящий. Такой настоящий, какими бывают Drug Queen, городские сумасшедшие, пьяные, когда они уже не жалеют себя, а еще - юродивые. Это настоящее как прореха на человеке, как та рана, про которую Данте говорил, что тяжело показывать ее в чужих домах. Только неприличная язва Шерлока - необходимость знать правду и неспособность о ней молчать. А его аффектированная подача - нечто вроде речевых жестов персонажей Достоевского, которые ведь тоже не могут сказать правду, не перекосив лица.

Вот Джим - актер. Очень даже умеет симулировать нормальность. Другое дело, что это надоедает и тогда хочется симулировать сумасшествие.

Последняя серия - столкновение Шерлока не с Джимом, а с тем, что сильнее любого сверхчеловека с криминальными наклонностями - с социальностью как таковой.

Мир предает его. Он не был милым. Он утверждал существование ума выше среднего. Он разрушал любую коммуникацию, в которой участвовал. Джим только помогает всем вокруг приговорить Шерлока.

И замечательно, каким беспомощным чувствует себя Шерлок.Он может спасти свою и чужую жизнь, но не может остановить "падение". Сначала я обиделась на создателей, которые "могли бы прибавить ума и денег" нашему мальчику, тем более, что ему и положено.

Но теперь думаю - все правильно. "Победить мир", в этом смысле, нельзя. Можно выйти за его пределы, проделать в нем вертикальную прореху.


Вообще-то, единственное, что нам оставлено - это верность Джона (которая отвечает верности Шерлока). Это и есть теодицея, этим оправдывается существование пустого шара.

Но может ли герой вернуться в такой мир?


И вот еще что: читать дальше

@темы: Шерлок Холмс

21:18 

Начав с мелодрамы, закончи моралите

Сложу сюда, чтобы не забылся, долгий разговор о Шерлоке и Джиме в дневнике Эйи
И продолжение: diary.ru/~not-really/p171860704.htm

И начну о том же, но о другом. Действительно, третья серия - сказка. Но не совсем.
Вернее, моралите.
Вообще детективная история держится на браке закономерности и случайности. Даже идеальное преступление, которое хочет вырваться за пределы закона причинности, влечет за собой некоторое возмущение поверхности, оставляет на ней трещины и сколы.

Здесь, впервые, никаких случайностей. И следовательно, никакой закономерности, кроме очень специфической. Как точно пишет Эйя: люди там, как в настоящей сказке, появляются только в нужный момент и с нужной репликой, и от этого впечатление ирреальности просто пробирающее.

Конечно этому есть жанровые причины - действие молниеносно, как в классицистской драме, где нужно успеть за несколько часов пройти от признания до гроба.

Но мне кажется, что причина еще и в том, что история как-то сама собой получилась не о противостоянии Шерлока и Джима, хотя мы о них все пальцы истоптали.

Она о природе зла.
Мориарти, как обычно, только его провокатор, "преступник-консультант" и он, наконец, набредает на неистощимое поле приложения своей воли (то-то ему так быстро становится скучно).

Не нужно никаких специальных злодеяний. Работает зло тривиальное, творимое добрыми людьми. - не "Зло", а простое следствие того, как люди устроены .

Человека обижают - и он обижается. Человек любит свою работу и уверен, что приносит пользу, а эту пользу грубо отрицают. Человек, в конце концов, мыслит, сводя неизвестное к известному, и должен с сомнением встречать утверждающую себя аномалию.
И конечно же, делая то, что он делает, этот человек всегда делает "добро" . И журналистка, и естественно Салли с Андерсоном, etc. То, что все так легко верят бреду, - натяжка, но для моралите - закономерность. Потому что разум служит желанию.

Отсюда особенная "сатаничность" Джима в третьей серии - он играет именно "князя мира сего", того, кто делает этот мир единственно возможным, закрыв все форточки. Оказывается, что это и надо было для абсолютной власти, а не коды и бомбы. К чести Джима надо сказать, что абсолютная власть, совпадающая с абсолютной тривиальностью, его недолго удерживает.

Шерлок делает много дурных вещей. Но вот от этого тривиального зла он совершенно свободен.

Он не держится за свои идеи, если они не верны. Он не имеет предубеждений. Он не схвачен никакой проекцией. Ему незачем себе лгать, и если он все же многого не знает о себе и других, то причиной этого само прицельное устройство его личности. Он как наведенный прожектор шарит вдали.

Для меня эта серия стала совершенным подтверждением того, что Эйя называет "зерном света" в Шерлоке, от обратного. Потому что мир добрых людей показал двусмысленность своей природы.

И только Джона нельзя сбить с толку. Потому что его желание не позволит )

@темы: Шерлок Холмс

04:24 

Глагол времен

Этот дневник собирался быть складом для чего-нибудь ценного и пора ему уже этим стать.

Положу сюда последнее прочитанное мной гениальное стихотворение.
Настя Зеленова, 8 лет:

Едет трактор по полю,
Сеют люди пшено,
И не знают о горе,
А оно ждет довно.

Вот уж рожь собирают,
Хлеб в пекарне пекут,
И не знают о горе,
А оно уже тут.

Среди ясного неба вдруг
Гроза раздалась
И на город Помпея вдруг
Лава натеклась.

Люди просят пощады
Но вдруг Бог их
отверг
И стал город
Помпея
как песчаный
брег.

Поэзия от самого истока связана с дивинацией, но такая сила прорицания назад, будущего в прошедшем, такое никем не узнанное горе, которое всегда уже тут, бывает только у очень больших поэтов.
На эти стихи нужно написать музыку Генделя )

PS: Шерлок преследует меня и тут. Стихи взяты из журнала "Барсук", который делает Юлия Фридман, в основном, из сочиненного самими детьми.
И вот вам оттуда внятное изложение "Вампира в Суссексе", если кто сюжет забыл:
barsuk.lenin.ru/09/holmes.html

04:01 

В общепризнанно жестокий век героям (и даже злодеям) полагался голос, свободный от хищничества, от прямого давления тела на тело. Никакого вкуса к брутальности, отличающего эпоху клерков.

Зато у нас есть Филипп Жарусский, самый убедительный из ангелов.


05:46 

Ирен, или вилами по воде

И вот, когда вышли сроки и закончились бои, мне захотелось написать про "Скандал в Белгравии".))
Большая часть этих наблюдений умными людьми уже высказана и обсуждена по отдельности, так что я не претендую на оригинальность. Меня завораживает связность той символической системы, которую мы получаем в итоге.

Итак, кто такая, нет, что такое Ирен? - Универсальный медиатор.
Начнем с самого простого.

Ирен изначально является посланницей\ представительницей Мориарти. Она берет на себя его функции: провокация, соблазнение, манипуляция.

Но, вступив в игру и втянув в нее Шерлока, она оказывается символическим эквивалентом Джона. И сама сообщает ему это на "конспиративной встрече", в устройстве которой, невольно, оказывается еще и заместителем Майкрофта.

Во сне Шерлока она переживает настоящий бенефис - собственно, та Ирен, которая его аффицирует, и есть Ирен сна, больше мы ее такой не видим.

Но что такое Ирен сна? Символический посредник в чистом виде, ведущий Шерлока к самому Шерлоку, позволяющий ему войти в контакт с собственной потребностью в контакте. Как с зачарованным героем сказки, встреча с Шерлоком возможна только через испытание трудной загадкой и Ирен дает верный ответ. Но, главное, она этому ответу радуется.

Однако встреча с собой - еще не вершина. На этом бесконечная серия медиаций не кончается.

читать дальше

@темы: Шерлок Холмс

21:03 

Вырезала самое важное из письма отцу, которое Кафка написал в ноябре 1919. Отец его не прочел, как это всегда и бывает с подобными письмами.

Одержимость тем, кто уничтожает тебя, а действуй он в полную силу, давно бы уничтожил. Поскольку он единственный источник Закона, то само твое существование оказывается проявлением беззакония и не просто заслуживает казни, а, собственно, казнью и является.

Спастись из этой машины исполнения наказаний можно, если удастся растождествить отца и Отца, и, кроме того, найти того Бога, что не равен безумному Отцу, которого носишь в сердце. Но с сердцем возникают непреодолимые затруднения.

Кафка:

"все мои мысли находились под Твоим тяжелым гнетом, в том числе и мысли, не совпадающие с Твоими, и в первую очередь именно они.

читать дальше

06:49 

Так меня разобрало от этого перезрелого ковбоя, который расстрелял лэптоп, дабы его пятнадцатилетняя дочь узнала, как она не права, что пишет про него гадости в фейсбуке ))
video.rosbalt.ru/view_video.php?vid=9106

То есть, не от его семейных страстей, конечно, - обоих жалко - а от тех тысяч "иначе с ними нельзя", которые этот Аладдин выпустил на свет. А в это время на другом конце спектра очевидно зреет зеркальное "иначе...". Ужо тебе, строитель чудотворный. Посеял бурю.

Ненавижу фразу: "По-другому с ними нельзя". Всякий произносящий ее в глубине души съеживается и сознает, что и сам он этой же фразой обречен оказаться в темной очереди исключенных, в шеренге тех, с кем нельзя по-другому. Есть вещи, относительно которых не выходит себя обманывать, и эта - простейшая. Утопление утопающих дело рук самих утопающих.
Но подсевший будет жать эту кнопочку вновь и вновь.

Это всегда "они". То реальное существо с которым происходит транзакция, почти никогда не бывает достаточно зловредным, чтобы его приговорить. Оно должно стать частью "они". Ну, а про "них" мы всё знаем и никогда не задумываемся, откуда у нас это сверхъестественное знание. Подведением под "они" успешно решается проблема отношений единственного к единственному. "С ними по-другому нельзя" означает: "я буду несчастен, но я знаю, кто в этом виноват". И конечно в "нем" действительно проступают "их", успешно нами сконструированные, черты.

Поскольку быть несчастным во всех отношениях удобнее и надежнее, формула работает.

Это справедливость, увиденная из ада.
Про каковую принц датский уместно заметил: если бы каждому воздавали по заслугам, кто бы избежал порки?

И мы все, говорящие "с ними по-другому нельзя", живы, в сущности, только потому, что кто-то судил нас не по справедливости, а жалея.

04:30 

Одичавшее сердце все еще бьется за два.

Не имею под рукой комментариев Лосева к Бродскому и потому не знаю, заметил ли уже кто-нибудь, что его "Ниоткуда с любовью" - это вариация на темы Пруста, причем Пруста чувствительно поправляющая.

читать дальше

03:51 



Пропустила я 19 февраля...

читать дальше

23:52 

Об артистическом призвании, фанфикшене и границах того и другого

В жж-сообществе прочла статью, кажется, из "Санди таймс". Мартин Фримен завел себе ноутбук и начитался фанфиков. А также насмотрелся картинок. О... О... О... Гатисс сделал это раньше - но ему должно быть не так страшно, он, по понятным причинам, больше фишку рубит. ) (Он упоминал фанфикшен в интервью какому-то гей-журналу)

читать дальше

23:32 

Гельдерлин, смерть и переводы

Именно сейчас, когда нужно срочно писать несколько своих текстов, читать дюжину чужих, и редактировать две-три книги, я испытываю жгучую потребность попереводить безумного Гельдерлина туда и обратно.

читать дальше

01:44 

На сегодня у меня назначен подвиг

Всю-то ночь не смыкать глаз от внезапно образовавшегося пульпита, бегать от стоматологии к стоматологии в поисках случайно завалявшегося хирурга, лежать плашмя полчаса, приняв на себя мощное тело героини, выкрючивающей из тебя зуб мудрости, наконец, зуба и мудрости лишиться и радостно отправиться спорить о метафизике, с кровавой дырой во рту, за круглым столом, жаль, не короля Артура.

Хорошо!

19:49 

Ночь сурка

Это реальная история, случившаяся не менее десяти лет назад, когда мы были еще очень молоды, а милиционеры - бедны.

***

В юности мы раскладывали случайности как пасьянс, и каждому выпадала не какая придется, но именно его бессмыслица.

читать дальше

05:00 

Пост разжигания вражды

То ли сто, то ли двести человек повязали после митинга на Пушкинской. Я, в раздумьях не пойти ли к друзьям на Маяковскую (то, что называется "незаконное шествие по Тверской")) ), от усталости выбрала метро и дом. А то бы тоже сейчас в автозаке куковала.

Тут конечно не место для изливания такого рода чувств, и вообще интересней было бы играть, будто главный злодей в мире - Мориарти, а сложные отношения с властью-знанием рефлексировать через упоительную фигуру Майкрофта.

Сегодня не могу.
читать дальше

02:33 

Депутат Милонов и страх смешения

Мне, по-прежнему, покоя не дает питерская борьба с гомосексуализмом, но праведный гнев сменился теоретическим интересом.

Мы наблюдаем интересную стадию мучений общественного бессознательного из-за невозможности стать сознательным. )

Кажется, сама уморительная формулировка отражает консенсус, сложившийся в "широких слоях населения": живите, но так, чтобы мы вас не узнавали. Делайте, что хотите, но оставьте "нас" хозяевами дискурса, естественными носителями всеобщего.
Пропагандой ведь оказывается простое сообщение о том, что другие существуют, лишенное специальной пометки "фу", "дурно", "какая гадость!". Другому предоставляется голое животное бытие, "фактичность" без права сказать о себе.
читать дальше

17:49 

В честь прошедшего дня рождения великолепной camambert передаем полную животной радости (несмотря ни на что) песню I Shot the Sheriff в исполнении Боба Марли!

Ура!!!


22:59 

невечная женственность

Сегодня я была в доме скорби в женской консультации после долгих лет разлуки. Видела людей. Более того, слышала их.

Пожилые медсестры обсуждали нравы молодых посетителей.

- Пришел и сидит в коридоре.

- Сопровождает. Раньше такого не было. Чтобы наши-то мужики с нами в консультацию пошли...

- Они и не знали небось, где она да что...

- Да им бы стыдно показалось.

- А теперь молодые и сюда ходют, и на родах сидят... заглядывают как там у нее что...

На этой вспышке стихийного раблезианства мне пришлось удалиться.

Мать моей одноклассницы и еще четверых детей, добропорядочная матрона, спокойно рассказывала, как десятки раз делала аборты: "С утра сбегаю и домой, к хозяйству". Муж бросил ее примерно к юлиному шестнадцатилетию. Действительно, неприятно иметь столько детей. И откуда только они берутся...

Неужели, и правда, в этом мире, где люди относятся друг к другу как камень к камню, вдруг проскакивает искра, и преступная мягкость делается приметой целого поколения?

Это дурацкое оптимистическое предисловие к самой печальной и прекрасной музыке, написанной для женского голоса - финальной арии Дидоны из "Дидоны и Энея" Перселла. Умирающая Дидона говорит подруге: "Помни меня. Забудь мою судьбу". Очень точно: ее единственная и удивительная участь царицы и правительницы тонет в вечном, анонимном, одинаковом для всех уделе. Но Дидона восстанавливает свой удел смертью. Она убивает себя не от боли обманутой любви, но чтобы спасти честь. Как шекспировский Антоний говорил: "Никто не победил Антония. Антоний победил сам себя". Самоубийство оказывается последней и неопровержимой гарантией достоинства человеческой жизни.

Но у Перселла поет не дисциплина аристократической этики.
Нечто большее, настолько большее, что оно может только разметать в клочья человеческую жизнь, и о ней не жалеешь. То есть жалеешь не о ней.

Вот Джесси Норман. В каком-то безумном золоте, но ей можно, она не вполне человеческое существо.



А вот Xenia Meijer, ария и хор.


17:41 

мы идем смотреть "Чапаева"

Для всех, чье сердце не зажило после рейхенбахского падения, замечательная xylite написала замечательнейший рассказ:

diary.ru/~xylite/?comments&postid=174034249#590...

В этой истории весь смысл и вся безысходность взаимной завороженности Шерлока и Джима, увиденные в вертикальном измерении, в осовремененном интерьере первой части "Божественной комедии". Так они и будут кружиться в лимбе, пока один из них не найдет не правильный ответ, но правильный вопрос.

Больше ничего сказать не могу - будет спойлер.

Это прекрасно.

И для эмоционального подкрепления:


@темы: Шерлок Холмс

No_Second_Troy

главная